Дневник узницы Соловецкого лагеря особого назначения Евгении Ярославской-Маркон.

«У кого текут слезы по суровым лицам, у кого застыли они в глазах и застыл их недвижный взгляд. А женщина-то эта, вдруг, как рухнет во весь рост на каменный пол. Не выдержали нервы. Это была вдова недавно расстрелянного за неудачный побег советского поэта Ярославского»

«Успенский  (начальник Соловецкого лагеря) сделался страшен. Выплевывая ругательства, он оглушил женщину рукоятью нагана и, упавшую без чувств, стал топтать ногами…Самого расстрела я не видал, слышал только сухие выстрелы палачей и неясный говор. Да порой вскрик кого-либо из убиваемых: — Будь проклят антихрист!.. »

20 июня 1931 года. Из рассказа охранника Соловецкого лагеря.

На фото: вид с Секирной горы

Секирная гора. О происхождении названия есть легенда, что пришла сюда крестьянка, и начала расчесывать волосы. Явился ангел и засек её до смерти.  Вот и эта история, которая начиналась в революционном Петрограде закончилась здесь, на Секирной горе Соловецких островов. Здесь содержали провинившихся узников Соловецкого лагеря, фактически попадание сюда в зимнее время означало смерть. Суровый климат, помещения никак не отапливались, теплой одежды у заключенных не было.

Фото: бывший изолятор на Секирной горе

В расстреле 29 летней Евгении Ярославской-Маркон участвовал лично начальник лагеря. Что же за страшное преступление   совершила эта безногая женщина, какой была ее жизнь? После себя Евгения Макрон оставила мемуары, которые были найдены и опубликованы «Мемориалом». Автор сама говорит, что ей нет смысла врать, в честной истории есть и воровство, и потеря ног, и газета «Урканская правда» и большая любовь, которая в итоге привела ее на Секирную гору.

Евгения Маркон родилась в семье профессора-медиевиста  14 мая 1902 года, но сознательно отреклась и от судьбы интеллигента , добровольно начала воровать и постигать законы криминального мира. Перспектива стать революционеркой, как она сама уверена, было делом для нее    практически решенным.   В 20 лет выпускница петроградского университета влюбилась в поэта, журналиста Александра Ярославского. 

(На фото: Евгения Маркон и Александр Ярославский)

«...В 1923 г. (в марте), прожив с Ярославским ровно три месяца, — попала я под поезд и мне пришлось ампутировать ступни обоих ног, — событие настолько для меня ничтожное, что я чуть было не забыла о нем упомянуть в своей автобиографии; в самом деле, — что значит потеря нижних конечностей, по сравнению с такою большою любовью как наша, — перед таким всеослепляющим счастьем, как наше?!»

Вдвоем они уехали в Париж, там под предлогом «пообедать» Евгения   посещала местную ночлежку, беседовала с ее постояльцами. В ее планы не входило возвращение на Родину.

Александр Ярославский же планировал вернуться.  «Еду в Россию расстреливаться...» После ареста  мужа Евгении, Александра Ярославского, она решила уйти с головой «в шпану». Начала осваивать воровское ремесло и торговала газетами. “Книжникам и фарисям”! она предпочла «блатную жизнь». Ночевала в скверах и парадных.

«Наконец я устроилась на постоянную квартиру — в стеклянную трамвайную будку...По ночам на “садке” становилось холодно. Ходили отогреваться к костру на Театральной площади возле “асфальтовых” котлов. Маленькие “пацаны” даже совсем спали в этих котлах... Как-то, когда ребятам удалось разгромить продуктовый ларек, жарили на костре колбасу и пекли яблоки, употребляя вместо вертела лежавший на площади железный жезл трамвайной стрелочницы... Спали мы теперь в будке все — женщины, ребята — сбившись в кучу; каждый ложился на ноги предыдущего, чтобы эти ноги греть... так всем было значительно теплее и только самый нижний под конец ночи не выдерживал и вопил: — “Да, что вы в самом деле навалились все на меня, — ноги у меня железные — что ли?”

Перед этапированием Александра Ярославского на Север, Евгении дали повидаться с ним. 

(На фото: женский барак на Соловецких островах)

После свидания с мужем даром времени не теряла, продолжала воровать. Один раз ее сильно побили, ударили бутылкой по голове, да еще и привели в милицию.  «Если мне сразу же не повезло по “ширме”, то зато моей любимой отраслью скоро стала “бановая” (вокзальная) кража…»

«...О, господи! — сколько радости доставляет каждый украденный чемодан! — Это, как в детстве — шеколадный шар с “сюрпризом”... Улепетываешь с чемоданом, а самому не терпится скорей узнать: — что бы в нем такое могло быть? — А вдруг — золото? А вдруг — “чистоган”? — Чаще всего оказывается — ерунда, “барахлишко”, которое важно “загнать” поскорее, еще “парное” с “дельца”, пока “штемп” не успел сделать заявки...»

Ранним летом 1929 г. отправилась я на свидание на Соловки. Встречи  Ярославским предоставили  на общих основаниях   -  10 дней по часу в день.

На фото: Соловецкие острова, недалеко от женского барака

Евгения вернулась в Ленинград, жила среди 10 таких бездомных, в «Каменном доме», куда другие дамы заходить не решались. Она стала своей, открыла в себе новый талант- гадание. Была сослана в Сибирь по делу о взломе “Магазина Союза Охотников” Там Евгении была назначена деревня —“Караульное”... Но она собрала “нагаданные” деньги подводу и отправилась в противоположную сторону... «Ни Москва, ни Ленинград меня не прельщали; во всем мире, во всей вселенной — мне нужны были только Соловки!». На этом  мемуары, которые стали предсмертной запиской, заканчиваются. Евгения добралась до Соловецких островов, готовила побег для мужа, а что была приговорена к трем годам. Мужа приговорили к расстрелу. Есть версия, что Александр Ярославский был расстрелян   10 декабря 1930 года, но Евгения приняла это как свершившийся факт.

(на фото: начальник Соловецкого лагеря особого назначения Дмитрий успенский)

Она стукнула начальника лагеря Дмитрия Успенского протезом по ноге. Позже ударила его булыжником. Была отправлена в изолятор на Секирной горе. В 1932 году была расстреляна.  

 

Ссылки на группу «Женщина. Тюрьма. Общество»:

 http://project238304.tilda.ws/page1077788.htmlhttps://vk.com/club131672742https://www.facebook.com/profile.php?id=1705447583108097

Материал появился благодаря блог-туру журнала "Семь на семь" и "Мемориалу." И сделан по публикации Ирины Флиге в журнале «Звезда». Спасибо Анне Дулевской за помощь и Наташе Сивохиной за редактуру.

Фото и материалы взяты вот отсюда

http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/1/ma11.html

https://ru.openlist.wiki/images/8/82/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BD.jpg

https://fantlab.ru/autor28322

http://jewish.ru/ru/people/society/180509/