Это, кажется, пятая… да, точно, пятая встреча с мэром за два года его правления. Всё в том же «пряничном» домике на Чумбаровке, только кабинеты меняются, ищем оптимальный вариант. На этот раз присутствовал белый рояль, не мешал, не тренькал, но и не помог ничем.

Формат всё тот же – глава Архангельска и журналисты. Непростые журналисты, главреды ведущих городских изданий (ну, или особо поверенные). Разного возраста, но каждый со своими понтами и очень непростыми межличностными отношениями. Что и вылилось в этот раз в полной мере и ещё долго хлюпать будет.

Что странно, именно журналистская сторона выглядела в этот четверг мрачнее тучи (в отличии о мэрской, которая, как обычно, бодрячком и это кое-кого раздражало). Даже вопросами объект не забрасывали, друг друга не перебивали. То ли сытые, то ли усталые… поди разбери.

Как всегда милая в своей простодушной наивности редактор местной вкладки в авторитетный федеральный еженедельник даже вопрос сфорумлировала про внутреннюю усталость – ну почему в этом городе так грязно, грустно и растут лопухи, что сбежать хочется? От лопухов Годзиш скоро поседеет. Честно сказал – с лопухами Архангельску не справится, как Лаосу с бамбуком. Тем более, что лопухи кое-кому из главредов нравятся. Тем более, что главреды видели города и погрязнее. Например, Гарлем. Ах, это район Нью-Йорка? Да какая разница…

Но разговор начался с банного вопроса. С Цигломенской бани. Старое здание (дореволюционное) пришло в абсолютную негодность, пользоваться им опасно. МУП «ГОРБАНИ» пригнал какой-то модуль, типа вагончика вахтовки. Люди (в основном пенсионного возраста, всю жизнь прожившие в условиях бытового выживания) крайне недовольны – они привыкли к парилке. Годзиш разводит руками – ну, пока так, муниципалитету главное организовать помывку, с парилкой позже разберёмся (вдруг деньги появятся у МУПа).

Меня от этой «помывки» передёргивает, как от тока. Сам родился в доме, где не было горячей воды, просто не была предусмотрена при постройке в начале XIX века (наша семья ездила в выходные мыться к родственникам на Покровские ворота, общественными банями брезговали). В 10 минутах ходьбы от Кремля! Но это было в начале 60-х, полвека прошло! Коммунизм давно не строим, комфорт отдельного человека теперь в приоритетах.

- Вам самому не страшно от этой помывки? – я Годзиша спрашиваю. - ХХI век, север Европы… ведь Архангельск Европа, мы в прошлую встречу с вами договорились.

Страшно, отвечает. И противно, но… И тут уже я ставлю себя на его место. Хотя бы в вопросе бань на городских окраинах. Где с ЖКХ просто беда. Где коммунисты, имевшие неограниченную власть и обожавшие трындеть о благе человека, так ничего для этого человека и не сделали. Только что-то в космос запускали да пушки-танки строили. И страшно этим гордились. А я бывал в странах, где о космосе даже не думают. Зато горячая вода в каждом доме, в любой деревушке.

70 лет глобального отставания от цивилизованного мира в житейских мелочах… на одного Годзиша многовато будет.

Идём дальше по комфортной теме. Ага, а когда у нас низкопольные автобусы появятся, а сколько стоить будут, а чего вдруг мэр на общественном транспорте кататься вздумал – уж не популизм ли это?

Годзиш пожимает плечами – не популизм, а аргумент в споре с оппонентами. А то они ему предъявляли – сам, небось, всё на персональном авто и не знает, как в наших ПАЗиках быстро, комфортно да дёшево. Вот и решил проверить. И заявляет со всей ответственностью – автобусный парк города надо менять. С ценами на билеты будем разбираться, завышать до небес не дадим. Хотя и автобусников мэр понимает -  ПАЗы для них оптимальный вариант в линейке автобус-пассажир-прибыль, но… Игорь Годзиш всё-таки больше мэр пассажиров, чем мэр автобусовладельцев. Последним, кстати, пора подумать о комфортной среде для своих сотрудников, водителей и кондукторов, чтобы на конечных остановках было где попить-перекусить и… совершить обратные действия. Только что-то автор сомневается в такой широте предпринимательской души.

Тут мэра укололи – а как вас приложил местный бизнесмен, выигравший лот, по которому нужно было купить новенькие автобусы человеческого класса, но так их и не купивший. Я, кстати, убеждён, что это спланированная провокация, типа – нет у местных средств, а пускать других непатриотично. А какая разница пассажиру, чьей пятой точке приятно и удобственно, где прописан владелец автобуса, на котором он едет? Вот и мэра это мало волнует.

В продолжении разговора выяснилось, что мэра Годзиша мало радует аукционная процедура получения муниципальных заказов. По крайней мере в сегодняшней форме – когда побеждает тот, кто по цене ниже опустится. И не только в истории с автобусными лотами, речь уже шла о левой конторке «АВА-групп», выигравшей тендер на благоустройство Петровского сквера. Классический вариант – у фирмы уставной капитал на нижнем допустимом пределе, и зарегистрирована по частному адресу, а о сотрудниках и имеющейся технике ничего неизвестно. Сразу представляется - был предпринимательский кураж у новичков – взять муниципальный заказ любым способом, раз закон позволяет. А потом… потом слиняют, фирму обанкротят, что-то новое, подобное создадут. Ну и бог с ними, лишь бы центр города не раскурочили, но время-то пройдёт! И где выход? Увы, менять федеральные законы не в муниципальной власти.

Дальше по ходу разговора Годзиш вспомнил о своей беседе с испытанным жизнью предпринимателем. Тот рассказывал, что когда-то Архангельск поставлял в Санкт-Петербург мраморную говядину! Лишь бы нам работать не мешали! Тут же следует вопрос с подковыркой – так вы, мэр, считаете, что городу вообще не стоит вмешиваться в дела бизнеса, оно само собой разрулится? Нет, отвечает Годзиш, я так не считаю, иначе наступит анархия.

Насколько повседневная жизнь сложнее любой теории.

Продолжение следует...

Леонид Черток

Оригинал