Уже многократно обращалось внимание на тот факт, что сотрудники всевозможных силовых структур на митингах с видимым удовольствием  мутузят дубинками протестующих, когда им отдают такой приказ. Вы задумывались, в чём причина этого удовольствия?

Рост расходов государственного бюджета на силовые структуры отмечается с начала правления в России Владимира Путина. Темп этого роста увеличился после первого украинского Майдана 2004 года, который породил навязчивый страх кремлёвских жителей за свою власть в России. Деньжат МВД, ФСБ и Министерству обороны подбросили, чтобы их сотрудники почувствовали себя выгодополучателями правящего в России политического режима и были готовы за этот режим сражаться.

Часть этих денег, разумеется, осела в руках руководства этих ведомств. Но всё же рост благосостояния российских силовиков, в том числе рядовых, за последнее десятилетие оказался поразительным. Особое значение имеют  неснизившиеся темпы роста доходов силовиков после 2010, когда российская экономика в целом стагнировала, и улучшение жизни этой категории населения невозможно стало объяснять общим экономическим подъёмом в России, как в 2000-2007 годах. После 2010 года силовики живут лучше других категорий населения в значительной мере потому, что Владимир Путин решил, что силовики должны жить лучше, чем другие категории населения.

Опережающий рост доходов силовиков вызвал почти что социальную революцию, особенно в самых бедных регионах России наподобие Марий Эл.  В условиях малого количества хороших рабочих мест для молодых людей многие из них хлынули в армию и в полицию.  В этих регионах силовики стали самыми желанными женихами.

Разумеется, в жизни армии и полиции множество проблем, раздражающих сотрудников этих органов, но  эти проблемы в сознании военных и полицейских не могут заслонить упомянутый рост доходов и социальных гарантий для себя. Силовики действительно сейчас знают, за КОГО они служат, и готовы держаться за нынешнее положение вещей. Многие из них прекрасно помнят 1990-е, когда рухнула с детства вдалблиевамая им в голову идея служения и советского патриотизма, а престиж армии в обществе упал до отрицательных величин. Путинские державность и антиамериканизм в глазах силовиков воссияли поэтому особенно приятным контрастом по отношению к предшествующему кошмару. На фоне роста собственных доходов в картине мира типичного силовика доминируют идея служения государству, каким бы оно ни было, верноподданичество, идея, что Россия в кольце внешних и внутренних врагов, ксенефобия, самые дремучие формы православия. Как фактор поведения силовиков во время столичных протестных акций нужно отметить и провинциальную ненависть парней из небогатых регионов в отношении «бесящихся с жиру» москвичей

Силовиков в России несколько миллионов. Они организованы, хорошо умеют владеть оружием, не испытывают никаких сантиментов в отношении применения оружия против протестующих.  Сторонники же Навального по большей части безоружны и военному делу не обучены.

Единственное, что может повлиять решимость силовиков  подавлять акции протеста силой – наличие превосходящей их силы, которая в случае своей победы обрушит на силовиков репрессии. Но сейчас ничего не указывает на то, что сторонников Навального в России будет много.

Так что исход борьбы за власть в России в ближайшее время мне видится ясным.