Император Николай II ушел в 1818 г. в историю. И не было никаких особых оснований полагать, что его призрак через 100 лет станет активным участником общественных дебатов. Его возвращение было организовано православной церковью в качестве святого. Вот некоторые вехи этого процесса. 

В 1928 г. Катакомбная церковь причислила погибшую царскую семью к лику святых. Сербская православная церковь канонизировала Николая II и его семью в 1928 г. (но тут не все ясно). В 1981-м это сделала Русская православная церковь за рубежом. 

В 1992 году Архиерейский собор Русской православной церкви дал поручение комиссии по канонизации святых «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи».

Однако комиссия не нашла оснований для его канонизации. Главные сомнения были связаны с тем, что Николай отрекся от престола.
Однако, оценивая жизнь царской семьи в последние 17 месяцев, «комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

«В богослужебной и житийной литературе Русской православной церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников». В истории Русской церкви такими страстотерпцами были некоторые князья XI-XIV вв. и царевич Дмитрий (Коммерсант. 20.09.2017).

20 августа 2000 г. РПЦ на церемонии в храме Христа Спасителя в Москве канонизировали Николая II и его семью. 
Протодиакон Андрей Кураев так объяснил смысл этого шага: «Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было» (Православие и мир). 

Православные, почитающие Николая II, утверждают, что его канонизация не имеет отношения к его политической деятельности, которая у многих вызывает немало вопросов (войны, расстрелы). Она является лишь признанием его воистину христианского поведения в последний период жизни.

Прот. Георгий Митрофанов так прокомментировал смысл канонизации:
"Именно страстотерпческая кончина, а не государственная деятельность и церковная политика дает основание ставить вопрос о канонизации царской семьи. Это подчеркивалось определенно. В житии государственной деятельности и церковной политике Николая II дается достаточно лаконичная и сдержанная оценка. Мы не идеализируем государя. Святые не безгрешны. И в политике императора было немало недостатков. <...> В самой формулировке есть ряд нюансов выразительных: не царь-мученик, а царь-страстотерпец, а коль скоро страстотерпец, то прославлен за безвинную кончину, принятую с христианским смирением, и поэтому, если мы хотим видеть в семье Государя пример для подражания, так вот это пример того, как нужно принимать безвинную смерть, а не пример того, как нужно строить семейную жизнь. <...> А что же в нем было хорошо? 
А хорошо в нем было то, что составляет половину его жития, принятого нашей Церковью, – это описание пребывания его в заключении вместе со своей семьей. И вот это осмысление всей семьей грозящей им смерти... Они не сразу понимают, что смерть им грозит, потом стали понимать. Вот эта динамика их духовного переживания – вот что главное. Поэтому рассматривать царскую семью как пример христианской семьи не приходится, хотя это была в общем хорошая семья, состоявшаяся"(Азбука веры. Канонизация царской семьи).

Таким образом, если исходить из присвоенного царской семье статуса страстотерпцев, то никакие грехи Николая, обсуждаемые в фильмах или где бы то ни было, не могут быть оскорблением чувств верующих. Образцов для православных стала лишь его смерть, а не вся жизнь.

Оригинал