Волонтёр Комитета спасения Печоры , участник проекта #незаливаймнетут Ольга Высоцкая разбирается  в сложных аспектах приобщения детей к прекрасному - рисованию нефтью:

 

фото со странички Трубопроводная арматура ООО «ПромАрм»

 

Нефть, конечно, не акварель, но здоровью не повредит! 

… Такой ответ я получила  от Финно-угорского этнопарка на вопрос – опасно ли рисовать нефтью. Но обо всем по порядку

 23 сентября 2017 года в Финно-угорском этнопарке открылась школа живописи нефтью. Серию мастер-классов проведет питерский художник Виталий Касаткин. 

У многих, особенно живущих в нефтедобывающих регионах, нефть вызывает негативные эмоции. Небезосновательно. Данная школа наравне с нефтетуром, разработанным этнопарком, и музеем нефтяного искусства «Чутское масло» реализуется для продвижения бренда «Коми – родина российской промышленной нефти". 

«Я считаю, что богатство нашей республики надо представлять в стране и за рубежом нестандартно", - поясняет директор Финно-угорского этнопарка Елена Иванова. 

А узнаваемый бренд – это конкурентные преимущества, привлечение инвесторов в Республику, экспорт местных товаров и т. д. 

Данная затея со школой живописи была анонсирована уау-статьями в различных СМИ. Потому что это необычно. Критических материалов по этому поводу я не нашла. Ни одного. 

Поскольку нефть – это нефть, а точнее – горючая смесь веществ разного характера, я обратилась в этнопарк с вопросом. Что люди, приглашающие на мероприятие в том числе детей, ответят - опасно ли это для здоровья? Ведь нефтепродукт оказывает вредное действие на организм человека при попадании на кожу и при вдыхании паров.

Ответ был таков. 
«Нефть, конечно, не акварель, но здоровью не повредит. Рисовать можно будет как в мастерской (это просторное помещение), так и на свежем воздухе - на веранде». 
И еще один. «Если у Вас нет аллергических реакций на нефть и нефтепродукты, то опасаетесь Вы зря. Отойдя от темы живописи, хотим сказать, что с давнейших времен нефть использовалась как лекарственное средство. Нефтяные ванны, кремы, лекарства на основе нефтепродуктов, все это используется по сей день».

Единственные нефтяные ванны, которые нам известны - это курорт Нафталан в Азербайджане. Нафталановая нефть – специфический продукт, не имеющий аналогов в мире. Не обладают горючестью. Больше 100 лет изучаются свойства нафталана и его эффективность при многих заболеваниях. Нафталановые ванны и мазь действительно популярны в медицине. 

И поскольку нефть из местечка Нафталан скорее исключение, а физико-химические свойства российской нефти все-таки другие, нефтяные ванны – совсем не общепринятое явление, чтобы приводить его в пример.

Что касается применения нефтепродуктов в фармакологии и косметологии, скажем так: промышленность – это в первую очередь о прибыли, а не о здоровье людей. Это отдельная серьезная и неоднозначная тема. 

Очищенные минеральные продукты переработки нефти имеют ряд преимуществ (по сравнению с растительными и животными жирами и маслами). Это низкая цена и высокая устойчивость при хранении. Именно поэтому мы каждый день сталкиваемся с такими вредными компонтентами, как силиконы, вазелин, парафин и т. д, которые вызывают не только проблемы с кожей, но и заболевания внутренних органов (мыло, шампуни, гели для душа, крем, лосьон и т. д.). И если у кого-то еще нет аллергии на компоненты нефти - это дело времени, потому что нефтепродукты используются в производстве различных пластмасс, резины и прочее, и прочее, с чем мы тоже контактируем ежедневно. 

Несмотря на то, что каждый дом полон продукции с нефтяными «ингредиентами», сырье для этих вещей все-таки проходит комплексную очистку и переработку. 

На мастер-классе же предлагается творить искусство непосредственно нефтью. Для школы рисования Финно-угорский этнопарк заказал в Ухте нефть разной вязкости и разных оттенков. Интересно, что сам художник Василий Касаткин пишет картины нефтью, газовым конденсатом, шлаками и битумом – нефтеотходами. 

Поскольку бренд и мнение людей неразлучны, как хлеб и варенье, мы решили узнать ваше мнение. Мы попросили высказаться нескольких человек (причем жителей разных регионов). Как они относятся к нефтяной живописи? Пошли бы они на мастер-класс? 

Александр Сладкоштиев, член Комитета спасения Печоры, г. Ухта: «Нефть – это, безусловно, агрессивная жидкость! Откуда они ее берут? Какие у нее физико-химические свойства? В нефти соли, тяжелые металлы, а они накапливаются в организме. А если нефть попадет на руки детей? Мама замучается стирать ее с пальцев. И если одежда не защищена, и на нее тоже попадет нефть, одежду можно выкидывать – отстирать это невозможно. На производстве установлены гигиенические нормативы, строгие регламенты, все в перчатках работают. Это уже объясняет – с чем человек имеет дело».

Светлана. Художник, г. Москва: «Для творца разные материалы интересны. Некоторые вон рисуют кровью, ручкой, акварелью. Для творческого интереса такой мастер-класс – почему нет, новая текстура, можно попробовать. Чтобы привнести что-то новое в свою технику. Но постоянно я бы не стала нефтью рисовать. Это не безопасно. Так же, как рисовать кровью, например. Надо быть немного сумасшедшим. К тому же я не хочу рисовать тем, что приносит такой вред окружающей среде».

Светлана. Продюсер на федеральном канале. Мать 3-х детей, г. Петрозаводск: «Я бы близко не подошла! Зачем это надо? Она и так везде. По-любому токсический эффект. Кошмар!» 


P. S.: 
Виталий Касаткин, живущий далеко от нефтедобывающего региона как-то сказал «Российской газете»: 
«За нефтью - будущее изобразительного искусства. Ведь краски - это химия, а нефть - природный материал».
 

Ольга Высоцкая 

В группе Комитета спасения Печоры вконтакте, можно поделиться своим мнением.