Ровно два года назад федеральные власти осчастливили жителей республики тотальным изьятием всего руководства региона.

Обитатели Коми тогда реагировали по-разному: кто-то откровенно радовался, кто-то буквально плакал, сожалея о «таком интеллигентом и внимательном Вячеславе Михайловиче, за которого все мы голосовали».

Сознаюсь, голосовал за него и я, как бы странно ни смотрелось такое голосование за члена ЕДРа со стороны записного оппозиционера. Но я рассудил примерно так: а вот если бы у нас были совершенно свободные и конкурентные выборы, как бы выглядел на них такой вот Гайзер? А выглядел бы он, на мой взгляд, вполне компетентным и конкурентноспособным, и, с большой вероятностью, такие выборы бы выиграл.

Так или иначе, но бывшему руководству региона были предьявлены серьезные обвинения, нам прислали новых людей, и президент уже даже успел похвалить нового главу как успешного.

Давайте посмотрим, как выглядят социально-экономические итоги деятельности нового руководства, что изменилось, к чему мы пришли.

 

 

 

Несколько дней я старательно прочесывал графики и таблицы. Все пытался найти, где есть хоть какой-то рост. Нашел. В рейтинге «качества жизни» Коми передвинулась с 60-го на 59 место. Не очень понятно, так как плохо коррелирует со всем остальным, но, что называется, «за что купил».

Хочется быть справедливым: выглядящие совершенно провально итоги деятельности нельзя относить целиком на счет Гапликова и гапликовцев.

Выделю четыре причины развала и упадка. Интересно, что они и по значимости, и по хронологии выстраиваются в одинаковом порядке. Самыми разрушительными по своим последствиям были так называемые «майские указы» Путина. Помните такое обличающее слово, которым раз и навсегда припечатали беднягу Никиту Сергеевича Хрущева? Волюнтаризм. Так вот. Это он самый. Не обеспеченное ничем, абсолютно произвольное, популистское и именно волюнтаристское повышение расходов бюджетов регионов подвело большую часть из них к грани банкротства. Сказалось это не сразу, эффект продолжает накапливаться и убивать экономику республик и областей. Рост зарплат всегда должен коррелировать с ростом производительности труда, неоднократно упомянутый уже здесь Гайзер в частном разговоре определил дыру, проделанную «указами» в бюджете республики, в 20 миллиардов рублей.

Следующая причина тоже федеральная, можно сказать, даже международная. Украинская авантюра высшего руководства страны ввергла экономику в продолжительную рецессию, которую к нынешним президентским выборам пытаются замазать путем передачи Росстата в ведение Минэкономразвития, отвечающего за показатели роста и падения. Совершенно понятно, что бурный рост числа кур, переданных в ведение лисиц, был таким образом надежно обеспечен.

Однако все это никак не объясняет причин ухудшения положения региона на фоне других, точно также подверженных негативному влиянию этих двух факторов территорий. Поэтому две последующие причины носят региональный характер. Разгром управленческих кадров, особенно в районах республики, где их некем заменить в силу чрезвычайной скудости кадрового потенциала РК, просто выкашивает и экономику, и инфраструктуру региона.

Ну и только на последнее место по разрушительным последствиям я поставлю крайне неумелое, какое-то просто дерганное управление республикой со стороны новой команды. Странные обещания, непродуманные инвестиционные планы, кадровая чехарда — все это не способствует развитию и уже привело к массовому бегству из республики квалифицированных кадров. А те, кто был привлечен в новую команду из-за пределов региона, прямо скажем, большого впечатления не производят.

Последня цифра, которую я хочу привести, — цифра 74. Такое место занимает Республика Коми в рейтинге здорового образа жизни среди всех 85 регионов страны. Не думаю, что обещанный властями борцовский комплекс на 5000 мест сильно улучшит картину.