Что нас более занимает, сохранения популяции, в которой мы живем или мы как личность? Популяционное мышление - это мышление преобладающая в человеческом большую часть времени существования человечества. Популяционное мышление начало отступление давно, но если все же попытаться сказать себе честно что же сегодня преобладает популяционное мышление или личное осознание, то увы, я скажу, что популяционное мышление преобладает в 95% случаев. Личное мышление начало штурм популяционного мышление довольно давно. Думаю, что героический и богатырский эпос - это самое начало личностного мышления. Настоящим прорывом в личностном мышлении стали религии единобожия. Но самым близким прорывом к нам остается конструкция христианства. Где мышление личностное становится просто доминирующей конструкцией, но сломать популяционное мышление христианство всей своей личностной силой не может. Мне кажется, что именно эта борьба притягивает и будет притягивать к христианству поколение за поколением. Вся критика христианства как раз и опирается на отказ от популяционного подхода и непременная склонность всех кто следует христианству именно в популяционное мышление. Еще раз повторюсь - это битва на многие тысячилетия. 

Наша животное стремление к популяционному переживанию и отсюда популяционное мышление, это то от чего мы никогда не избавимся. Любая попытка восстать поротив популяционного подхода, обречено на провал. Героический эпос и все последующие попытки обращения человека к самому себе все равно завернуты в обертку популяционного мышления. Одним из ярких признаков примирить популяционное и личностное мышление - это сакрализированное мышление. Мы как бы пытаемся примирить заботу об общем с личным смыслом, а это возможно только через обожествление личностного, что хоть как-то примиряет заботу об одном перед лицом популяции. 

Личностное будет пробиваться сквозь популяционное потому что мы люди и все попытки вытолкнуть личное, объявить популяционное тотальным так же обречены. 

Я сегодня наблюдаю несколько политических попыток изоляции личностного и передачу приоритетов популяционному на уровне отдельной религии, отдельного этноса, на уровне отдельной государственности. Я так же наблюдаю несколько попыток на уровне общечеловеческих договоренностей предъявить приоритет личностного над популяционным, на уровне права, на уровне международных договоренностей в рамках концепции гумманизма. 

Крах гуманизма, как конструкции предъявление любого человека как человека тут же натыкается на отказ некой корпорации на возможность личностного решения, по мотивам права или по мотивам морали или по мотивам сакральной ситуации, по мотивам мифа. Не важно повод всегда будет предъявлен. 

Но все же мне кажется что вектор от популяционной культуры к личностной культуре проследить можно, хоть в религиях, хоть в рациональном мышлении. И наше восстание против сакрального может и потому терпит крах, что сакрализация личности - это пока единственно возможный путь одержать победу личностного мышления и переживания над популяционным. Может быть не одержать победу в смысле искоренения, а хотя бы обуздать. 

Оригинал