Текст написан мной в 2012 году

Оказывается, телевизор в России ещё можно смотреть, хотя бы иногда.


Телеканал НТВ, редакционную политику его генеральный директор господин Кулистиков характеризовал как “ наш зритель - это мужик, который сидит в камере в Бутырке. Мы должны быть интересны простому обывателю, который сидит. Он незаслуженно попал в тюрьму и сидит в общей камере с такими же несчастными мужиками. Жарко им там, дымно, в прокуренной, провонявшей тюрьмой многолюдной Бутырской камере, и на них на всех где-то там работает один маленький переносной телевизор. Мы должны быть интересны прежде всего такому человеку", решил подвести итоги десятилетия после ухода Ельцина. Однако расчёт был сделан явно не на мужика с Бутырки, а на обывателя, чьё положение за эти 10 лет улучшилось.

Создатель программы Вадим Такменёв смог преодолеть противоречие, которое сгубило телекарьеру Леонида Парфёнова, о котором я писал ранее. Если обыватель не видит политики в своей жизни, значит, в передаче про эту жизнь  тоже не должно быть политики и вообще всего, что выходит за повседневный круг интересов и развлечений. Мы увидели эту эпоху глазами большинства населения, жизнь которого в эти годы улучшилась, в единственно желаемой для этого большинства развлекательной форме.

Здесь мы ничего не узнаем про войну на Кавказе, коррупцию и удушение гражданский свобод. Однако политическая цензура на российском телевидении на это раз дала неожиданный позитивный эффект. Мы увидели эпоху только так, как её хотят видеть наши люди, а к повседневной жизни  эти неприятности имели мало отношения.

Владимир Путин здесь – только картинка в телевизоре, никак не влияющая на  повседневную жизнь. Злобные всё разворовавшие олигархи – тоже жупел из телевизора. Их положено ненавидеть, но, как и до Путина, реально до них никому нет дела.

Автор много показывает прелесть новых стандартов жизни – развлечений всех сортов, видов отдыха, возможностей общения, непыльную офисную работёнку. Но главную роль в этом произведении телевизионного искусства играет не реальность, а МЕЧТА. Мечта о красивой жизни, как в телевизоре и в гламурных журналах. Мечта о значительности собственной жизни, воспринимаемая через спортивные победы России, когда громкие их празднования создают иллюзию причастности к чему-то Великому. Втайне гордятся даже Абрамовичем с его “Челси” и Дорониным с его Наоми Кэмпбелл в его постели – по тем же причинам.

Говорит Такменёв и о неоднозначных вещах, например, о пришествии гастрайбайтеров, но всё это преподается им как повод для развлечения. И в этом он тоже солидарен с новейшим российским обществом – всё имеет смысл лишь настолько, насколько оно развлекает.

Автор даже не считает нужным скрывать ориентацию почти всего нового за это десятилетие на гопническо-обывательский стиль. 
В это время люди перестали нуждаться в латиноамериканских сериалах с их красивой жизнью и красивыми проблемами. Общество стало готово смотреть на себе подобных со своими, главным образом половыми, проблемами.

История успеха России 2000-х годов будет восприниматься именно так.