Профессиональный балет не тема, а жесткач. Если судить по фильмам типа «Танцующие призраки» или «Чёрный лебедь» (получается, что и здесь, и там), а не по телеверсии «Лебединого озера» в день путча.

Впрочем, и по рассказам очевидцев тоже. Была у родителей идея запихнуть меня в школу при Большом театре, когда стало ясно, что серьёзная наука ребёнку не впрок, даже блат нашёлся. Но тот же блат и отговорил, объяснив все риски этой профессии (инфантильность, травматичность, в том числе сексуальная, ранняя пенсия при неудовлетворённых амбициях). И то… даже для москвичей жизнь, как для суворовцев – в казарме с редкими увольнениями. Соответственно, и пороки закрытого коллектива… ну, вы догадываетесь.

Но у Тодоровского этого нет, успокойтесь (одни прозрачные намёки).

Фильм о балете сложно снимать. Или это будет история околобалета с соответствующими нюансами драматургии, или спрос на картину будет ограничен сравнительно небольшим количеством поклонников этого элитарнейшего из сценических искусств (я, например, не отношусь).

Валерий Тодоровский выбрал первое.

Тодоровский-младший – крепкий режиссёр, за его картины не стыдно («Стиляги», «Оттепель»), как часто бывает с другими детьми известных родителей. Таким же был и его папа-Пётр… не Тарковский и не Герман, но вполне смотрибельный и не из прогибающихся. Ну, а кто сказал, что все должны снимать только авторские шедевры… на них отечественный кинематограф не построишь, а киноиндустрия просто сдохнет от безденежья.

Признайтесь, вам же хотелось заглянуть за кулисы нашего балета, который, как известно, впереди планеты всей? Вот Тодоровский и приподнимает задник, как делал в сериале «Оттепель», потихоньку запустив зрителя в мосфильмовское закулисье, рассказав о том, о чём многие догадывались, но стеснялись спросить вслух. Только там он родился, в кино он свой… а вот в балете…

Фильм начинается с нервотрёпки при поступлении. Чем манит балет, вернее, манил во времена советской власти? Отставим разговоры о служении музам - манил тем, что даже кордебалет выезжал на зарубежные гастроли. А это суточные в валюте – две недели в Париже практически гарантировали год безбедной жизни в Москве… ну и просто посмотреть на Эйфелеву не глазами Сенкевича.

В те несвободные времена нас относит фигура бывшего балеруна, издали похожего на спившегося Домогарова, что привёл за руку юный талант хрен-знает-откуда. «Ты не смог пережить, что тебя не взяли на гастроли в Нью-Йорк!», - гневно бросает ему бывший педагог по танцу, сразу воссоздавая образ убежавших Нуреева, Барышникова, Годунова. Понять это можно, только круто завернул невыездной, допился до репетитора стриптиза в каком-то Шахтинске. А вообще фигура колоритная, единственный мужик в фильме с ярко выраженной гетеросексуальной ориентацией… ко всем остальным есть вопросы.

То есть, мы живём во времена, когда заграница доступна (в теории) практически всем, а деньги можно делать не только ногами. Тогда зачем такие страсти, даже истерики, среди детей вполне обеспеченных родителей? Жить без Большого не могут? Есть в фильме такая линия, на мой взгляд, очень перспективная. Одна из выпускниц балетной Академии с облегчением уходит из профессии из-за непомерно растущей груди, которую так больно утягивать. И находит себя в… костюмерах, оставаясь среди своих. Примерно то же про себя рассказывал в интервью Андрей Ростоцкий – «если бы не стал актёром-режиссёром, пошёл бы в осветители, в пиротехники, лишь бы жить и работать в кино». В «Большом» эта тема осталась проходной. А жаль, именно она выворачивает суть людей, работающих в искусстве, наизнанку. Что ещё нужно думающему и неискушённому обывателю, на которого ориентировано это кино…

С самого начала фильм вселяет надежду на два нескучных часа. уж больно хороша главная героиня своей непосредственностью, вполне себе партнёрша маститым Теличкиной и Фрейндлих. Этакий чертёнок в трогательных трусиках, разговаривающий языком улиц Шахтинска. Так и ждёшь, как её начнут… ломать. Да-да, по-другому артисток (и артистов) не делают… вот дорастёт до уровня Плесецкой-Улановой, тогда пусть и пальцы гнёт. Это же основа, я сам из актёрской семьи, в курсе всей кухни.

Чем в кадре и занимается педагог по танцу, обзывая всех – «дурами безымянными». С расчётом на то, что кто-то взъярится, начнёт доказывать обратное… к этому всё и идёт. Вернее, шло…

…до того момента, когда нам показали повзрослевшую шпанистую героиню, которую играет уже другая актриса. Куда что делось… даже внешне не похожа, и пластика другая, и характер, и взгляд.

А фильму перестаёшь верить. Авторы вообще с правдой жизни особо не церемонятся, у них Большой не террариум единомышленников, где могут насыпать битое стекло в балетные туфли, а компашка задушевных подружек, чего в театральной природе не встречается. Которые, если и соревнуются между собой по гамбургскому счёту (фуэте на крепость вестибулярки после бутылки красного из горлА, то блюют потом (миль пардон) в соседние унитазы.

Конфликт, вроде, есть. Конфликт двух прим, одна дочь шахтёра, другая – олигарха. И расположение, вроде к первой, но… Бывшая шпана с испуганными миром балета глазами творит непозволительные вещи – не приходит на генеральный прогон, провалявшись в койке со случайным любовником из электрички (лишь бы порвал) и подведя под монастырь своего главного ангела-хранителя с болезнью Альцгеймера. О которой, типа, все знают, но все молчат из уважения к былым регалиям.

Здесь, позвольте, опять не поверить. Не думаю, что при всём нашем бардаке и раздолбайстве кто-то доверит работу с детьми женщине, у которой приступами провалы в памяти. Даже той, которая по молодости спала то ли с главой Президентской администрации, то ли с САМИМ (есть в «Большом» и такой прикол… даже симпатичный).

К концу я неожиданно почувствовал симпатию к той, что по всем канонам должна быть антигероиней. Девочка со средними способностями пахала, как чёрт, иначе бы не было этого соперничества с шахтинской шалашовкий. Да, папа богат, но не он ей ноги купил, и репетиции тоже не отменял. Пожертвовала личной жизни ради ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ, что всегда достойно уважения. Весёлая, целеустремлённая (пусть и гордячка) в отличии от своей унылой товарки, которой в руки шло, да она про… вы поняли.

А уж позитивная концовка вообще её возвышает… а зрителя (меня в частности) окончательно разочаровывает. Но это сейчас востребовано, новую перестройку с гласностью ещё никто не отменял.

Вот картинка на экране сочная, оператору респект.  Хотя я в наш век высоких технологий скорее оценю скупую эстетику оправданного сценарием черно-белого кадра, чем буйство красок и море огней (от осветительных приборов).

Не удержался и посмотрел рейтинги «Большого» среди кинокритиков. Удивительно, но почти не хвалят и почти не ругают… рейтинг 50-60.

Согласен, просто крепкое кино. На четвёрочку. С во-о-от такенным минусом!

Оригинал