Эксперт Комитета гражданских инициатив, политолог Александр Кынев на днях назвал нынешние губернаторские выборы в Марий Эл «особенной фикцией».  «Обсуждать нечего. Конкуренции нет, все заранее известно. Особенно после того, как из борьбы исключили КПРФ. Это не выборы, а фикция. В принципе, губернаторские выборы этого года везде фикция, но в Марий Эл — особенно».

Популярные аргументы в пользу того, что выборы в России – фикция, систематизировал журналист Кирилл Мартынов.

«Во-первых, устройство рынка медиа в России предполагает, что на федеральные каналы телевидения с максимальной аудиторией в течение месяцев и лет накануне старта предвыборной кампании попадают только правильные люди. Оппозиционеры не имеют доступа к избирателям, а начальство слишком занято, чтобы устраивать дискуссии о развитии страны. За два месяца кампании такой перекос в сторону провластных экспертов, многие из которых решили баллотироваться в Думу, никак не устранить. Чтобы говорить о честных выборах всерьез, нужно было с 2011 года вести публичные дискуссии со всеми политическими силами, а шире — нужен рынок свободных медиа.

Во-вторых, в России нет независимых судов. Любые конфликты в ходе выборов и по их результатам будет решать уже не ЦИК, а судебная власть, а в ее лояльности у исполнительной ветви и действующего парламентского большинства нет особых сомнений. Честные выборы потребовали бы создания судебной системы, которая не играет в одни ворота.

Третья причина, по которой «честные выборы» следует рассматривать как пропагандистскую идею, связана с перекрытием легальных каналов для финансирования политической деятельности в России. Деньги выделяются только тем политическим организациям, существование которых согласовано с нынешними властями. При этом объемов госфинансирования зарегистрированных партий для ведения полноценной избирательной кампании недостаточно. А представители бизнеса фактически ограничены в том, чтобы распоряжаться своими деньгами и вкладывать их в политиков, готовых защищать их интересы. Какой российский бизнес рискнет поддержать партию, ставящую под сомнение итоги крымского референдума 2014 года? Иностранное финансирование даже со стороны граждан России, как это видно на примере Ходорковского, де-факто запрещено. Сбор средств граждан на кампанию Навального через интернет неоднократно пытались «расследовать». Выборы могли бы быть честными, если бы люди с разными политическими взглядами могли бы поддерживать своих кандидатов деньгами.

Четвертая причина тоже связана с деньгами. Некоторые эксперты сейчас говорят о том, что оппозиция сохраняет шансы на победу в отдельных округах. Однако полноценная кампания в округе чрезвычайно дорогая: кандидат должен донести свое послание до каждого жителя, и эта услуга оценивается политтехнологами примерно в 2 млн долларов за округ. У оппозиционеров просто нет таких денег, они, в отличие от своих конкурентов, не имеют доступа к ренте. Честные выборы предполагали бы, что коррупционеры не имеют возможности участвовать выборах.

Наконец, последнее, пятое соображение: сверхзарегулированное предвыборное законодательство, запрещающее, например, создание предвыборных блоков. Сюда же относятся практики внеэлекторального давления на кандидатов, от полицейских «антиэкстремистских рейдов» до выбраковки подписей»

К этому добавляются привычные претензии по поводу тотальных фальсификаций выборов.

С моей точки зрения, всё вышеперечисленное не может свидетельствовать о том, что у власти в Марий Эл и в России находятся политики, не пользующиеся народной поддержкой.

Действительно,  среднеазиатские результаты партии власти в некоторых районах Марий Эл намекают на фальсификации. Но протестовали против этих фальсификаций только конкуренты ЕР и Маркелова. Жителям этих районов было всё равно. Они не устраивали демонстраций и забастовок против этого факта.

Недопуск на выборы конкурентов кандидатов ЕР никак не мотивирует избирателей голосовать за кандидатов партии власти. Они могут просто испортить бюллетень. Да и большинство оппозиционных политиков в России своими поражениями обязаны не властям, а своему неумению работать, как я много писал ранее в этом блоге. Если бы они умели работать, 100 рублей с каждого своего сторонника обеспечили бы этим политикам успешное функционирование.

О том, что мнение оппозиции блокируется цензурой в СМИ, в эпоху свободного интернета говорить просто смешно.  Любой интересующийся политикой гражданин Марий Эл при желании может знать позицию любого местного политика, в том числе оппозиционного.

Совокупность этих фактов позволяет мне утверждать, что будущая победа Александра Евстифеева действительно будет выражать волю местного населения.