Вряд ли можно точно рассказать, о чём шла речь. Я пытался полякам объяснить, что не надо путать память об исторических событиях и память "бытовую". Одно дело - знать историю своего рода (фактически - личную историю) и быть эмоционально включённым в неё. Но быть "эмоционально включённым" в "общую историю" (любой её раздел) мне кажется... оригинальным заболеванием ума.)) 

Ведь если человек будет беспрестанно думать о том, что он ходит по косточкам (поляков очень интересуют Лагеря)... с ума сойдёшь. При этом я подчеркнул, что мы сегодня знаем очень мало о лагерях, не смотря на широкий интерес к этому периоду, поскольку у нас постоянно превалирует какой-то один вид правды, но никогда случалась общая точка зрения...

Интересовала поляков и мой взгляд на деятельность "Мемориала". Я пояснил, что тема увековечивания памяти - несомненно, необходима. Но политическая составляющая "Мемориала" мной уважаема быть не может, поскольку я против любой идеологии. На вопрос, какая же политика у "Мемориала", ответил следующее: "Они хотят, чтобы все вокруг верили, каялись и плакали. А я хочу, чтобы люди думали, размышляли и осознавали." 

Оригинал