О чем писала газета «КАМА» (САРАПУЛ) в 1916 году

Просматривая газету «Кама», которая выпускалась в городе Сарапуле Вятской губернии, еще раз убедился насколько может быть интересно периодическое издание, если его выпускают талантливые профессионалы.

О ГИБЕЛИ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА:
«1 февраля 1916 года военный летчик, прапорщик Николай Иванович Рябов погиб в бою с немецкими альбатросами.

Рябов родился 27 октября 1895 года в Сарапуле, где его отец был дьяконом Никольской единоверческой церкви. Годы детства он провел в Ижевском заводе, куда был переведен его отец.

В 1906 году Николай поступил в Ижевское двухклассное училище, а в 1910 году во вновь открывшуюся гимназию, но уже в ноябре 1910 года он уехал в Петербург для учебы в частном училище Богинского, которое окончил в 1913 году. В том же году он поступил в Институт гражданских инженеров Петербурга.

Авиацией Николай Иванович начал заниматься летом 1914 года с лучшим в то время летчиком Раевским.
С началом войны Рябов отправился добровольцем в авиационный отряд.
В июне 1915 года Николай Иванович, по предложению начальства, поступил в Симферопольскую авиационную школу, где получил звание военного летчика, а в ноябре 1915 года сформировал авиационный отряд из 100 человек и отправился на галицийский фронт».

Газета «Кама» (Сарапул), №51 от 5 марта 1916 года, с.3.
А вот, что пишут краевед из Сарапула.
Сейчас никого не удивишь видом летящего самолета, а более 100 лет назад это было настоящим чудом, увидеть которое мог далеко не каждый. А жителям Сарапула повезло. Им посчастливилось стать свидетелями памятного для города события, которое произошло 15 июня 1912 года. В России тогда только что появились аэропланы, привезенные из-за границы русскими авиаторами-любителями. В летнее время они разъезжались по российским городам и демонстрировали полет человека на аппарате тяжелее воздуха. В немногочисленную группу героев-летчиков-пропагандистов входил Александр Алексеевич Васильев, являвшийся 17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полеты. Он то и приехал в Сарапул после показательных выступлений во Владимире, Казани, Перми. Наиболее подходящим местом для полета был выбран беговой ипподром, находившийся на излучине поймы р. Сарапулки. Сюда, задолго до назначенного времени, стали собираться зрители и очень скоро все места, отведенные для людей, оказались занятыми. Играл оркестр. Все ждали волшебства. И оно произошло: аэроплан поднялся в воздух, сопровождаемый аплодисментами и криками многотысячной толпы. И хотя полет длился всего 12 минут, на высоте не более 200 метров, он привел публику в неописуемый восторг, навсегда запечатлевшись в памяти. Сильное развитие авиация получила в годы I Мировой войны. Среди авиаторов, участвовавших в ней, были и наши земляки. Уроженец Сарапульского уезда Николай Иванович Рябов, добровольцем поступив в ряды действующей армии, был записан в авиационный отряд. Сначала летал в качестве наблюдателя. После окончания Севастопольской авиационной школы 30 октября 1915 года получил звание военного летчика. А 1 февраля 1916 года его жизнь героически оборвалась в неравном воздушном бою: он направил свой горящий аэроплан на аэроплан противника, тем самым, совершив воздушный таран задолго до известного всем подвига капитана Гастелло.
http://biofile.ru/his/32865.html

О ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ:
«Глазовская городская Дума постановила:
Присоединиться к ходатайству Сарапульской городской Думы о проведении железной дороги Сарапул-Вятка».
«Начальник Главного управления по делам местного хозяйства разрешил Вятскому губернскому земству ВСТУПИТЬ в число членов ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ в лице гласного П.И. АЛЕКСАНДРОВА».
Газета «Кама» (Сарапул), №52 от 6 марта 1916 года, с.3.

Вот что было написано в документе «Общая характеристика Вятской губернии на 1929 год».
«В развитии транспорта лежит ключ к развитию производительных сил губернии. При теперешнем состоянии его всякий перспективный план, предусматривающий значительный рост количества продукции будет нереальным. Первейшей задачей хозяйственного развития губернии является постройка железнодорожной линии (имелась в виду линия Вятка – Казань через Нолинск, Уржум и Малмыж, строительство которой планировалось еще до I мировой войны – А.Р.)».
( ГАКО, ф. Р-887, оп.1, д.1496, л.174).

СПЕКТАКЛЬ В СЕЛЕ КАРАКУЛИНО:
«В селе Каракулино Сарапульского уезда 16 февраля 1916 года в помещении старой земской больницы любителями драматического искусства был дан спектакль с назначением выручки на нужды войны. Поставлена была пьеса Шпажинского «Заблудшая» в 4 действиях. Сбор дал хорошие результаты.
В антракте бойко торговал благотворительный буфет.

19 февраля там же прошел народный спектакль. Были поставлены пьеса А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда» в 3 действиях и водевиль Ярыгина «В чужом гнезде» в 1 действии. Сбор со спектакля дал значительные результаты».
Газета «Кама» (Сарапул), №53 от 8 марта 1916 года, с.3.

О ЦЕНАХ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ:
«У нас наблюдается удивительное явление.
Картофель, продававшийся еще на днях по 45 копеек за пуд, вдруг поднялся в цене до 75 копеек.
Это повышение последовало после следующего объявления:

«Согласно Постановлению Воткинского продовольственного совещания за 26 февраля цена на картофель за пуд установлена в 60 копеек, о чем и доводится до сведения населения Воткинского завода и крестьян окрестных волостей».
Спрашивается, кто из крестьян будет продавать картофель по 45 копеек за пуд, если цена ему в Воткинске – 60?
И не будут ли умудренные опытом крестьяне стремиться продавать картофель выше таксы, что и наблюдается в настоящее время».

Газета «Кама» (Сарапул), №55 от 10 марта 1916 года, с.3.
По поводу цен мною опубликована довольно большая статья под названием «Историческая традиция ограбления населения в России».

Как относится народ к сельскохозяйственным корреспондентам:

«Давно у меня созрела мысль поделиться с читателями горьким положениим сельскохозяйственных корреспондентов среди своего народа.

Эти честные труженики часто подвергаются разным огорчениям, а иногда даже и побоям за то, что они сообщают в земство сведения об урожае хлебов и трав и о том, хватит ли населению хлеба и корма до нового урожая.
Казалось бы, что этим они приносят населению громадную пользу, но на деле выходит совсем иначе: народ не понимает, что из сообщаемых корреспондентами сведений земство видит, нужна или нет населению какая-либо помощь, и объясняет их работу по-своему.

Они де хвалятся перед земством об урожае, отчего оно и ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПОДАТИ И ДРУГИЕ КАЗЕННЫЕ СБОРЫ.
Пишущему эти строки самому не раз приходилось вступать в спор с народом, терпеть разного рода огорчения и угрозы за правильную доставку сельскохозяйственных сведений.
Когда делаешь опрос домохозяев о количестве сжатого и умолоченного хлеба, об укосе травы, то они ВСЯЧЕСКИ СТАРАЮТСЯ ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ, СКРЫВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ЦИФРУ, или, чаще всего, совсем отказываются говорить об этом предмете.

Большого труда стоит корреспонденту добыть более или менее точные сведения, но тот, кто верит в пользу этого труда, при известном усилии достигает хороших результатов.
Не мешало бы земству путем устройства бесед, издания брошюр и т.п. разъяснить темному народу всю пользу сельскохозяйственных корреспондентов и тогда он, может быть, оценит этих незаметных работников деревни».
Газета «Кама» (Сарапул), №56 от 16 марта 1916 года, с.4.
Еще любопытнее было со статистикой в советское время.

В 1996 году Кировский областной комитет государственной статистики выпустил статистический сборник «200 лет Вятской губернии». Этот сборник очень полезен достаточно широкому кругу читателей. Но, если вы попробуете произвести какое либо сравнение, пользуясь данными советского периода нашей истории, то у вас ничего не получится. В одном году показатели давались в натуральном выражении, в другом году в относительных показателях. Чуть не каждый год менялись сами показатели. Такое впечатление, что все делалось специально для того, чтобы нельзя было провести хорошего экономико-статистического исследования. Могла ведь получиться неприглядная картина. А это для идеологов советского режима было недопустимо. В результате, газеты трубили об огромных достижениях советской экономики, а не один пятилетний план так и не был выполнен.
Хочу подчеркнуть, что это не критика работников нашего статистического комитета. Они выпустили замечательный сборник. Просто другой статистики в советское время не было, а сборник блестяще отражает реальное положение этой науки.

Скажите, можно строить науку и особенно прогнозирование на таком зыбком фундаменте? Какой кризис тут можно предсказать?
Думаю, что назрела необходимость в составлении фундаментального справочника «Статистика России в XVIII-XXI веках» с применением новых компьютерных технологий, начав его с нашего Вятского края. Конечно, самым сложным этапом будет сбор первоначальной информации. Однако, большая часть источников в Герценке и местных архивах есть и они уже выявлены.

Уверен, что такой справочник будет очень востребован.
Всем нам надо еще научиться жить, учиться и работать не по лжи. Тогда и наступит время прогресса в России…

КООПЕРАТИВНАЯ РОССИЯ:
«В настоящее время в России действует не меньше 40.000 всякого рода кооперативных учреждений. Средства их не очень далеки от 1 миллиарда рублей (на сегодня это, по самым скромным подсчетам – ТРИ ТРИЛЛИОНА рублей – А.Р.).

Объединяют они не менее 12 миллионов человек. Прикиньте, сколько это будет с семьями – и увидите, что РУССКОЕ КООПЕРАТИВНОЕ ЦАРСТВО охватывает 40-50 миллионов человек заинтересованного в кооперации населения. Это население ВЕЛИКОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ.

В сущности, все теперешнее кооперативное движение народа началось лишь с 1905 года.
Не будем обольщаться.
При громадной численности кооперация наша еще очень слаба.
Но не забудем, что настоящей жизнью она живет всего 10 лет.
И все же она многого уже достигла и обнаруживает не только быстрый количественный, но и качественный рост.
С каждым днем кооперация укрепляется материально и внутренне, духовно.
Крупные завоевания – дело ближайших лет.

Хороший пример – льноводная кооперация, которая за короткое время создала ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ для целей сбыта льна, главным образом за границу.
Есть у нас уже и блестящая страница в сельскохозяйственной кооперации.
Это – сибирские маслодельные артели, которые, при посредстве СВОЕГО СОЮЗА, давно наладили сбыт масла ПРЯМО НА АНГЛИЙСКИЙ РЫНОК.
Оборот СОЮЗА достиг в 1914 году громадной цифры – 20 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ (на сегодня это, по меньшей мере, – 60 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ).
Причем половина этой цифры приходится на АРТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ЛАВКИ.
В Западной Сибири кооперация близка к своей прямой цели – ПОЛНОМУ ВЫТЕСНЕНИЮ ЧАСТНОГО ТОРГОВОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛА.

Быстрые успехи делает и потребительная кооперация.
Лучший пример – ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ее: Московский союз потребительных обществ, который объединяет 1600 обществ и обороты которого достигли в 1915 году 20 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ.
КООПЕРАТИВНАЯ РОССИЯ – ЭТО НОВАЯ РОССИЯ.
ТЕНЕЙ В НЕЙ МНОГО – НЕ СТАНЕМ ЭТОГО ОТРИЦАТЬ.
Но из того яркого и положительного, что есть в русской жизни, быть может, наибольшая часть, все наиболее прочное и ценное – связано с УСПЕХОМ КООПЕРАТИВНОГО ДЕЛА.
Из статьи А. Меркулова в «Крестьянской газете».
Газета «Кама» (Сарапул), №57 от 12 марта 1916 года, с.4.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР В СЕЛЕ КЕЛЬЧИНОК:
«14 февраля 1916 года в селе Кельчино Сарапульского уезда по инициативе КЕЛЬЧИНСКОГО ДАМСКОГО КРУЖКА был устроен литературный вечер при участии местных крестьян, чистый сбор от которого поступит на нужды армии.
Были разыграны шутка А.П. Чехова «Сельские эскулапы» и «Свидание, хотя и состоялось, но…».
Газета «Кама» (Сарапул), №59 от 15 марта 1916 года, с.4.

СОСНОВСКИЕ ЭКСПРОПРИАТОРЫ:
«В феврале месяце текущего года в селе Сосновка Сарапульского уезда ограбили земского почтаря, который развозил горемычным учительницам «прибавку». Вот эту то «прибавку» и слимонили, да еще без всяких бомб и маузеров, а… самым примитивным способом.
Приехал почтарь на местную земскую станцию и имел неосторожность сделать три глупости:
1. Выпить кумышки.
2. Похвастаться выпивши, что у него в сумке денег куча.
3. Отправиться пировать со станции в деревню Бызиново (соприкасается с Сосновкой).
В результате почтарь, после пьяно проведенной ночи, оказался избитым «как следует» и был найден в… конюшне местного отца благочинного».
Газета «Кама» (Сарапул), №60 от 16 марта 1916 года, с.4.

ОБОРОТИСТЫЙ ГОСПОДИН:
«В июне 1915 года в Ижевско-Нагорном волостном правлении были назначены торги на дом покойного А.М. Соловьева. Цена была объявлена в 6 тысяч рублей. Нужно заметить, что постройки и место стоят минимум 15 тысяч рублей.
На торги явилось не более 6 человек обывателей, в числе которых известный в Ижевском заводе капиталист.
Дом покойным был пожертвован в пользу Ольгинского приюта Ижевского завода.
Перед торгами этот капиталист пел собравшимся как надоедливый комар, что уполномочен от общества КУПИТЬ этот дом для БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Русского человека легко уговорить, и на хорошее дело он всегда уступчив…
И в результате сердобольные обыватели, упоенные сладкими словами уважаемого покровителя, уступили капиталисту упомянутый дом только за 9.205 рублей.
Известно, что этот дом не занят никаким благотворительным учреждением, а продается купившим его капиталистом-барышником за 20 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ и эту цену ему, несомненно, дадут…
Вот так ШИРОКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ!!!».
Газета «Кама» (Сарапул), №64 от 20 марта 1916 года, с.4.

ПРОЦВЕТАНИЕ КУМЫШКИ:
«Деревня Муваисо Сарапульского уезда – русская, обыкновенная деревня и отличается только тем, что в ней пьют не бражку, как в соседних деревнях, а кумышку.
Еще не особенно давно в Муваисо имелся один аппарат для варки кумышки, которым и пользовалась почти вся деревня.

Теперь таких аппаратов несколько и кумышку варят не только для своего употребления, н и для вольной продажи.
ВАРЕНИЕ КУМЫШКИ СЧИТАЕТСЯ ДОБРЫМ ДЕЛОМ: УСЛУЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКУ, ПОТОМУ ЧТО ВЫПИТЬ ХОЧЕТСЯ…
До войны кумышку варили исключительно вотяки.
Но закрыли казенки и все набросились на кумышку.
Результатов достигли действительно блестящих: так называемый «ПЕРВАЧОК» не уступал по крепости казенному спирту.

При таких обстоятельствах ГОВОРИТЬ О ПРОСВЕЩЕНИИ НЕ ПРИХОДИТСЯ.
Все, что имеется в деревне – это земское начальное училище и пятирублевая (Батуевская) библиотека, но, к сожалению, она не имеет, ни одного читателя.
НЕКОГДА ЧИТАТЬ, ПИТЬ НАДО…».
Газета «Кама» (Сарапул), №66 от 23 марта 1916 года, с.4.

НОВАЯ БИБЛИОТЕКА:
«В селе Зюзино 1 ноября 1915 года открыта в доме Нужина библиотека-читальня, которая теперь уже имеет более 300 читателей.
Библиотека переполнена читателями, особенно в праздничные дни.
Газеты и книги читаются жителями с большим интересом.

ВСЕ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫ БИБЛИОТЕКОЙ.
К сожалению, по выражению библиотекарши, для библиотеки слишком мала квартира, ибо нельзя устраивать спектакли и чтения».
Газета «Кама» (Сарапул), №67 от 24 марта 1916 года, с.4.

ГОРЕ КООПЕРАЦИИ:
«Горе это – малоразвитость масс.
Недаром ПРОКОПОВИЧ говорит:
«УСПЕХ КООПЕРАТИВНОГО ДЕЛА не может быть создан силами отдельных личностей. Творческая роль принадлежит в нем массам».

Кооператив тогда силен в себе, когда члены его НЕ ДРЕМЛЮТ МЫСЛЬЮ, КОГДА ЧЛЕНЫ ЕГО НЕ РАБЫ ВОЖАКОВ, не орудие в руках опытных, хотя бы и честных «единиц».
Горе кооперативов «ТЕМНОТА МАСС» часто дополняется еще и другим горем: борьбой, происходящей между расколовшейся на кружки деревенской интеллигенцией.

Расколовшаяся по совершенно случайным причинам, деревенская интеллигенция тем самым наносит СТРАШНЫЙ ВРЕД ЖИЗНИ КООПЕРАТИВА.
Мы, всех сортов и гильдий интеллигенты, в своих распрях грешно забываем массу, которая сама не принимает участия в полемике, хотя бы мы сами и пережевывали в спорах самую животрепещущую проблему.
И робость, и неразвитость, и все, что угодно, - не дает мужику возможности раскачаться.
УМ РЯДОВОГО КРЕСТЬЯНИНА ТЯЖЕЛ НА ПОДЪЕМ».
Газета «Кама» (Сарапул), №74 от 2 апреля 1916 года, с.4.

ТЕМНОТА ДЕРЕВНИ:
«На днях в село Даниловку явился неизвестный человек «ПОСЛАННЫЙ ОТ ЦАРЯ» для сбора денег.
Царю нужны де деньги на войну.

Крестьяне охотно откликнулись на зов ЛОВКОГО АФЕРИСТА: несли свои трудовые гроши и сдавали мошеннику, не подозревая обмана.
ВСЕГО В ДАНИЛОВКЕ БЫЛО СОБРАНО ОКОЛО 2.000 РУБЛЕЙ (по самым скромным подсчетам, сегодня это 6 миллионов рублей – А.Р.).
МОШЕННИК СКРЫЛСЯ БЕССЛЕДНО, обещав выслать квитанцию на деньги из Сарапульского казначейства».
Газета «Кама» (Сарапул), №76 от 5 апреля 1916 года, с.4.

ГУБЕРНАТОР И КООПЕРАТИВЫ:
«Кооперативы начинают получать признание с той стороны, откуда его до сих пор меньше всего можно было ожидать.

Недавно открывшееся в селе Шаблыкино общество потребителей, по сообщению газет, в день своего открытия получило от ГУБЕРНАТОРА телеграмму такого содержания:
«В тяжелые дни ЗЛОСТНОЙ НАЖИВЫ ТОРГАШЕЙ особенно приятно приветствовать ваше доброе начинание РАЗУМНОЙ БОРЬБЫ СОЗДАНИЕМ КООПЕРАТИВНОЙ ЛАВКИ, заслуживающее всеобщего подражания.
ПРОШУ РАССЧИТЫВАТЬ НА МОЕ ПОЛНОЕ СОДЕЙСТВИЕ».
Газета «Кама» (Сарапул), №78 от 7 апреля 1916 года, с.3.

ПОМОЩЬ АМЕРИКАНСКИХ БАНКОВ:
«Уполномоченный по устройству беженцев уведомил Сарапульскую земскую управу, что БАНК США В НЬЮ-ЙОРКЕ (The Bank of the United States in New-York City) по просьбе русских подданных проживающих в Америке, выразил желание принять на себя посредничество по сношению проживающих в России беженцев из занятых неприятелем местностей с их американскими родственниками».
Газета «Кама» (Сарапул), №83 от 17 апреля 1916 года, с.3.

ДЕТСКАЯ ОПЕРА В ШКОЛЕ А.Я. ТАЛЬНОВСКОГО В САРАПУЛЕ:
«В воскресенье, 12 апреля 1916 года, в музыкальной школе господина Тальновского состоялся детский спектакль.
Была поставлена детская комическая опера Калиникова и Брянского «Кот, Козел да Баран, или плутни Кота-Васьки».
Спектакль, собравший в помещении школы полный зал, прошел с успехом.
Мотивы оперы мелодичны».
Газета «Кама» (Сарапул), №90 от 26 апреля 1916 года, с.3.

РЕВИЗИЯ ЗАГОТОВКИ СОЛДАТСКИХ САПОГ:
«начальником отделения Вятской казенной палаты господином Ижорским произведена ревизия делопроизводства по заготовке солдатских сапог.
Оборот денежных средств по заготовке солдатских сапог за время сосредоточения дела при Сарапульском уездном съезде превышает 660.000 РУБЛЕЙ (сегодня это, по меньшей мере 2 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ – А.Р.).
Результаты ревизии вполне удовлетворительны».
Газета «Кама» (Сарапул), №99 от 6 мая 1916 года, с.3.

СМЕРТЬ ПИСАТЕЛЯ ШОЛОМА-АЛЕЙХЕМА:
«Одесскими еврейскими писателями получена телеграмма из Нью-Йорка о смерти популярнейшего еврейского писателя РАБИНОВИЧА, писавшего под псевдонимом ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ».
Газета «Кама» (Сарапул), №101 от 8 мая 1916 года, с.3.

Ранняя биография писателя Шолом-Алейхема (настоящая фамилия – Соломон Наумович Рабинович) подробно описана в его неоконченном автобиографическом романе «С ярмарки». Будущий писатель родился 18 февраля (2 марта) 1859 года в небогатой патриархальной еврейской семье. Раннее детство провёл в селе Вороньково Киевской губернии. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 13 лет. В возрасте 15 лет, вдохновлённый образом Робинзона Крузо, он написал собственную, еврейскую версию повести и решил стать писателем. Взял псевдоним Шолом-Алейхем (мир вам — традиционное еврейское приветствие). После окончания школы в 1876 году три года обучал дочь богатого еврейского предпринимателя Голдэ (Ольгу) Лоеву. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство. В тот момент богатый отец возлюбленной не был готов к такому социально неравному браку, и Шолом-Алейхем потерял работу в доме у Лоева. Только через шесть лет, в 1883 году, вопреки воле своего отца, она стала его женой и родила ему шестерых детей. После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником колоссального состояния, однако ему не удалось выгодно распорядиться этими деньгами, вложить их в дело, чтобы приумножить семейный капитал. Шолом-Алейхем известен как человек, поменявший множество совершенно разноплановых профессий, начиная от странствующего репетитора и заканчивая игроком на бирже. Именно увлечение биржевыми спекуляциями, которому он предался в Одессе, подвело начинающего финансиста. Также Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печатали художественные произведения на идише. Таким образом, вскоре грандиозное наследство было промотано окончательно и бесповоротно. Однако к этому времени (начало XX века) он приобретает известность как автор стихотворных произведений и прозаических текстов на идише. Шолом-Алейхем обожал публичные выступления, постоянно организовывал их, без преувеличения, по всему миру, поэтому уже в скором времени он стяжал себе славу сложившегося писателя с мировым именем. С 1883 года пишет почти исключительно на идише (за исключением нескольких рассказов и публикаций на русском языке и иврите). Своей целью ставит просвещение простого народа, иврит же знали немногие. Получив наследство после смерти тестя, он издаёт альманах Еврейская народная библиотека на идише, помогает молодым авторам, выплачивая им большие гонорары. Шолом-Алейхем с симпатией относился к сионистскому движению (хотя и не разделял в полной мере его идеалов), в 1888 году он вступил в палестинофильскую организацию «Ховевей Цион», а в 1907 году был делегатом от США на VIII Сионистском конгрессе в Гааге. Критики называли его еврейским Марком Твеном за сходство стилей и любовь к литературе для детей. Позже, при встрече, Марк Твен заметил, что считает себя американским Шолом-Алейхемом.

После 1891 года писатель жил в Одессе. На протяжении 1903—1905 годов жил в Киеве в доме по улице Мариинско-Благовещенской (ныне — улица имени Панаса Саксаганского), 27, в квартире на третьем этаже (на доме в 1988 году установлена мемориальная доска с бюстом писателя). В эти годы он активно занимался литературной и общественной деятельностью, например, готовил издание в пользу пострадавших от кишиневского погрома. После погромов в 1905 году уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. Считается, что Шолом-Алейхем пересёк океан четыре раза. Однако все сильнее начала давать знать о себе неизлечимая в то время болезнь писателя - туберкулез, хотя до самого конца Шолом-Алейхем выказывает несокрушимую энергию и неиссякаемую жажду творчества, постоянно устраивая творческие гастроли с публичными чтениями и устными выступлениями. С началом I мировой войны в 1914 году, как российский подданный, был интернирован и выслан из Германии в нейтральную Данию. Перебирается в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни. Скончался от туберкулёза 13 мая 1916 года в Нью-Йорке, где похоронен на Старом кладбище (Old Mount Carmel). Внучка Шолом-Алейхема — американская писательница и педагог Бел Кауфман.

Из ВИКИПЕДИИ.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ КУРСЫ ПРИ УНИВЕРСИТЕТЕ ШАНЯВСКОГО:
«В городском университете Шанявского в Москве состоялись библиотечные курсы.
Эти курсы пробудят интерес к работе, расширят кругозор библиотекаря, укажут ему новые пути в ЕГО ТРУДНОЙ РАБОТЕ.
Вятская губерния дала НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО СЛУШАТЕЛЕЙ по сравнению с другими губерниями.
Большинство из них земские служащие».

ЕВРЕЙСКИЙ КОРПУС НА ВОЙНЕ:
«Сотни тысяч евреев принимают участие в войне, сражаясь в рядах всех воюющих армий.
Но, кажется, ВПЕРВЫЕ со времени распыления еврейской нации мы встречаемся с ЦЕЛЫМИ ЕВРЕЙСКИМИ КОРПУСАМИ.
История возникновения этого корпуса (не в смысле армейского корпуса, а в смысле отдельной военной части) и его боевая служба описываются в книге подполковника английской службы Дж. Х. Паттерсона, озаглавленной «С сионистами в Галлиполи», которая только что вышла в Лондоне.
В начале 1915 года подполковник Паттерсон прибыл в Египет.
Здесь он встретился с МНОГИМИ ТЫСЯЧАМИ ЕВРЕЕВ, бежавших из Палестины от ГЕРМАНО-ТУРЕЦКИХ ПОГРОМОВ.
Вся еврейская молодежь ГОРЕЛА ЖЕЛАНИЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ и рассчитаться за свои притеснения.
Они обратились к главнокомандующему английскими войсками в Египте генералу сэру Джону Масквелю с просьбой принять их в ряды английской армии.
То воодушевление, которым они были охвачены, обещало сделать из них хороших солдат для специальной службы.
Масквель поручил подполковнику Паттерсону сформировать ТРАНСПОРТНЫЙ КОРПУС, обслуживаемый не лошадьми, а МУЛАМИ.
Этот корпус предназначался специально для службы в Галлиполи.

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА АЛЕКСАНДРИИ с главным раввином во главе приняла живейшее участие в создании корпуса.

Корпус состоял из 500 солдат и 750 мулов.
Офицерский персонал состоял из командира (подполковник Паттерсон) и 13 офицеров (8 евреев и 5 англичан).
Среди рядовых и младших офицерских чинов можно было встретить людей всевозможных специальностей от профессоров до земледельческих рабочих.
Корпусным врачом был назначен дипломированный и опытный врач доктор Левантин.
Обучение корпуса велось на иврите: большинство из солдат не говорило по-английски.
Полковым значком служил ЩИТ ДАВИДА.

Служба сионистов заключалась в подвозе военных припасов на передовые окопы.
Им приходилось работать почти всегда под огнем.
Целый ряд бригадных и дивизионных командиров отмечали в своих докладах прекрасную службу ХРАБРЫХ СИОНИСТОВ, правильной работе которых не мешали никакие опасности, даже самый сильный ураганный огонь».

Газета «Кама» (Сарапул), №107 от 18 мая 1916 года, с.3.
В декабре 1914 года В. Жаботинский он прибыл в Александрию, где было свыше 11 тыс. еврейских беженцев, изгнанных из Палестины, и обратился к ним с призывом создать Еврейский легион, чтобы сражаться на стороне Антанты во имя освобождения Палестины от власти турок. Его поддержал находившийся тогда в Египте среди палестинских беженцев И. Трумпельдор. Вдвоем они начали агитацию за создание еврейского полка, которая нашла широкий отклик среди еврейских беженцев.

Однако в переговорах с представителями британских властей возникли трудности, т. к. английский закон запрещал принимать иностранных добровольцев в британскую армию. Инициаторам создания Еврейского легиона было предложено сформировать транспортную колонну для использования ее на любом участке турецкого фронта. Это предложение, отвергнутое Жаботинским, было поддержано Трумпельдором, который заявил: «В такой войне любой фронт — это фронт за Сион». Жаботинский отправился в Европу добиваться согласия союзников на создание Еврейского легиона. Трумпельдор совместно с английским полковником Д. Паттерсоном сформировал к марту 1915 года в Египте воинский отряд, который получил название Сионский корпус погонщиков (известен также как Отряд погонщиков мулов). В нем состояло под командованием Паттерсона 650 человек. После короткой тренировки большая часть отряда была отправлена на полуостров Галлиполи для участия в десантной операции. Две роты отряда во главе с Паттерсоном и Трумпельдором в период тяжелых боев доставляли солдатам в окопы боеприпасы, воду и продовольствие. После провала галлиполийской экспедиции Отряд погонщиков мулов был переправлен в Александрию и распущен.

Из Еврейской энциклопедии.

«ПОШЕХОНСКАЯ ТРЕЗВОСТЬ»:

«Русскому обществу не надо забывать, что большая часть народа, которому вместо дурмана ничего не дано для человеческого отдыха в свободные часы, - ждет только случая, чтобы мгновенно содрать с себя насильно на него одетый КОСТЮМ ТРЕЗВОСТИ.
В Чистополе, 7 мая 1916 года, в центре города, в 9 часу вечера неожиданно появился обоз с огромными бочками.
Бочки были наполнены СТАРЫМ ПРОКИСШИМ ПИВОМ, скверно пахнувшим и плохо закупоренным.
За обозом по улице бежала гогочущая толпа.
Появились ведра и другие сосуды. Все они быстро заполнились пивом.
Возле обоза шагал ЩУПЛЕНЬКИЙ ГОРОДОВОЙ, на которого никто не обращал внимания.
Тут же по дороге хлебали пиво, ПОГРУЗИВ В НЕГО ВСЕ ЛИЦО.
Под гору за бочками бежали БАБЫ С КОРОМЫСЛАМИ.
На берегу КАМЫ в овражек свалили уже наполовину опорожненные в пути бочки.
Расхищение пива и лакание его прямо из луж продолжалось до поздней ночи.
Такие СЦЕНЫ ТВОРИЛИСЬ И ТВОРЯТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЧИСТОПОЛЕ».
Газета «Кама» (Сарапул), №109 от 21 мая 1916 года, с.3.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА:
«В церковно-археологический музей при Вятском епархиальном БРАТСТВЕ СВЯТОГО ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ на днях поступила часть головы (верхняя челюсть) неизвестного допотопного животного (17х8 вершков) и при ней два зуба по 24 золотника каждый, прекрасно сохранившиеся, блестящие, коричневого цвета.
Костяк найден близ СЕЛА ИСАКОВКА СЛОБОДСКОГО УЕЗДА.
Желательно, чтобы лица, сведущие в палеонтологии, познакомились с найденным. И высказали свое суждение о нем.
Находку можно видеть в ЕПАРХИАЛЬНОМ КНИЖНОМ СКЛАДЕ».
Газета «Кама» (Сарапул), №113 от 26 мая 1916 года, с.3.

Полная версия с фотографиями: http://xn-- -- 7sbbraqqceadr9dfp.xn-- p1ai/ht/132649-kogda- zhurnalistami-i-reporterami-byili- talantlivyie-professionalyi

Александр Рашковский, краевед, 13 июня 2017 года.