В Йошкар-Оле зашла речь о создании единой на весь город муниципальной управляющей компании, которая будет обслуживать жилые дома. Неужели мэр не думает о том, что в связи с этим бардак, который сегодня творится в рядовых муниципальных УК, может принять общегородские масштабы? Как он собирается управлять такой махиной, если даже сегодняшние УК работают словно по своим законам – в условиях полной непрозрачности?

 

Аплодирую мэру. Стоя. Гениальное решение, достойное человека, который отстранился от выполнения своих обязанностей и не до конца понимает, к чему могут привести подобные действия. Хотя, может быть, и понимает, но, возможно, какие-то интересы, отличные от общественных, преобладают над благоразумием и элементарной заботой о гражданах. Тех самых, многие из которых сегодня буквально воюют с обслуживающими их муниципальными управляющими компаниями, взимающими плату за свои услуги, но нередко предоставляющими их лишь отчасти.

Об отношениях населения с коммунальщиками можно складывать легенды. Справедливости ради отмечу, что эти отношения сегодня лучше, чем, например, 15-20 лет назад. Но настолько ли лучше, насколько выросла плата за обслуживание жилого фонда? А растет она регулярно. Причем растет неравномерно, поскольку разные дома могут обслуживать разные управляющие компании, выбранные жителями либо назначенные «насильно» из-за их же нерасторопности.

При существующей непрозрачности в работе управляющих компаний иной раз складывается впечатление, что тарифы предлагают, как говорится, от балды. Взять в пример тариф за обслуживание, который назначает ЖЭУК «Заречная» в г. Йошкар-Оле. На сегодня он составляет 16,52 руб. за один квадратный метр жилплощади (дома с лифтом). Скажу сразу – размер платы существенно отличается от того, что предлагают некоторые коммерческие управляющие компании. По моим подсчетам, тариф в муниципальных УК завышен как минимум на 10-20 процентов от реальной стоимости обслуживания с учетом всех расходов и разумной прибыли. Надо объяснять, для чего так существенно завышаются тарифы? Думаю, нет. И такое происходит при условии, что многие муниципальные УК не справляются с взятыми на себя обязанностями. То есть, по целому ряду пунктов тариф начисляется за фактически не оказанные услуги.

В эти пресловутые для Сомбатхея 16 рублей 52 копейки входит многое – например, вывоз ТБО, обслуживание лифтов, страхование лифтового оборудования, содержание дворников… А еще содержание уборщиков и обеспечение подъездов лампочками. Вы когда-нибудь видели, чтобы сотрудники вашей УК вкручивали лампочки в подъездах? Или оплачивали работу уборщиц, которые моют лестничные площадки? Нет? А деньги за это с нас взимают регулярно.

Выяснить подробности того, как начисляется плата за обслуживание домов, мягко говоря, непросто. Эти процессы настолько непрозрачны, что в тариф можно включить все, что угодно – вплоть до полива цветов в подъездах и расчесывания детей во время прогулки во дворе. Отдельные муниципальные управляющие компании умудряются включать в собственные финансовые отчеты работы, которые были полностью выполнены за счет жильцов. А как вы думали? Закрытость системы обеспечивает процветание подобных махинаций.

Что сделал мэр за полтора года из того, что позволило бы говорить о модернизации неповоротливой и зачастую откровенно коррупционной системы городского хозяйства? Пообещал одну на всех («Мы за ценой не постоим!») управляющую компанию? Представляете, насколько для нас усложнится возможность хотя бы что-то выяснить по ее работе? Это будет большая организация, сложная для управления. Мэр усложняет задачи самому себе? Или заботится о том, чтобы управлять нашими с вами деньгами стало еще выгоднее?

Сегодня в г. Йошкар-Оле до 90 процентов управляющих компаний находится в ведении мэрии. Частных – несколько, и они составляют лишь 1/10 от общего числа все УК в городе. Однако они есть. И зачастую предлагают жителям более выгодные условия по обслуживанию жилых домов, а работу, как правило, выполняют более ответственно. Потому что жильцы могут запросто отказаться от ее услуг и выбрать другую УК. Приходится, что называется, бороться за клиента. Почему бы такие условия не создать и для муниципальных компаний? Теоретически они являются равными игроками на рынке коммунальных услуг, однако находятся в заведомо выигрышном положении, так как подавляющее большинство домов перешло к ним автоматически – многие находились на обслуживании еще со времен Брежнева. И даже те жители, которые недовольны тем, что их интересы самым наглым образом игнорируются, неоправданно боятся перемен, чем пользуются УК, работающие по старинке – как сейчас говорят, «на расслабоне».

Почему бы мэру, который придумал создать одну УК на весь город, не организовать конкурс среди уже существующих управляющих компаний вне зависимости от формы собственности? Тем самым не сконцентрировать денежные потоки в своих руках, а расширить рынок и дать горожанам реальную возможность выбирать, услугами какой УК пользоваться: муниципальной или частной? Представители компаний были бы вынуждены представить жильцам свои планы по работе с домами, и люди могли бы выбрать, кому платить деньги. В подобных условиях и муниципальные УК озаботились бы тем, что могут остаться без работы, что наконец вынудило бы их повернуться к людям лицом. В противном случае мы так и будем сталкиваться с отговорками о том, что на фактически оплаченные жильцами работы в очередной раз не хватило денег.

Как известно, жильцы и сами могут инициировать смену управляющей компании, но для этого необходимо, чтобы решение было принято на общем собрании собственников более чем половиной голосов. Однако высокая активность граждан отмечается в единичных случаях, поэтому решения о выборе управляющей компании зачастую принимаются... не без помощи самих управляющих компаний. То и дело в Йошкар-Оле всплывают документы с общих собраний жильцов, о которых большинство жильцов в действительности слыхом не слыхивало. То есть, за них кто-то подписывает эти документы. Выяснить, кто составляет такие документы, невероятно сложно.  

К сожалению, немногие йошкаролинцы знают о том, что тарифы на обслуживание управляющая компания должна устанавливать только с их согласия. Решение об этом принимается на ежегодном собрании жильцов. Они вправе не соглашаться с тарифами, которые им пытается протолкнуть УК, в том числе, и муниципальная. Теперь понятно, почему некоторые жильцы узнают о проведенных собраниях постфактум? Да потому, что тарифы на обслуживание, выгодные управляющей компании, вряд ли будут приемлемыми для них.

А теперь представьте, что будет происходить с тарифами, если на всю Йошкар-Олу будет создана одна большая управляющая компания. Думаете, она будет торговаться с каждым домом по отдельности? Сомнительно. В таких условиях в тариф не заложить 25 процентов сверхприбыли, что сейчас практикуется повсеместно. То есть, люди фактически оплачивают не только реальные услуги УК (и те, которые значатся только на бумаге), прибыль, но и сверхприбыль коммунальщиков, изначально заложенную в тарифе!

Расценки на обслуживание жилого фонда могут и должны быть существенно ниже, чем нам их диктуют муниципальные управляющие компании. Почему же мэр никак не разберется с этой серьезной проблемой? Да все потому, что он тоже часть этой закрытой системы, я бы даже сказал, ее вершина, которая наверняка имеет свои дивиденды. А чем мутнее вода, тем больше возникает желание половить в ней рыбку. Только прозрачность в отношениях с управляющими компаниями поможет навести порядок с обслуживанием жилого фонда в Йошкар-Оле. Но для этого нужна политическая воля градоначальника, чего в нашем случае, к сожалению, не наблюдается.