Президент фонда «Перспектива» Леонид Гозман принял участие в дискуссии на тему «Системный кризис в России: симптомы, причины, перспективы». Мероприятие состоялось в Костроме 22 мая. В интервью интернет-журналу «7x7» Гозман рассказал, как власть, по его мнению, будет разбираться с протестами, зачем оппозиционеру Алексею Навальному разворачивать президентскую кампанию, если его все равно не допустят к выборам, и кого могут объявить очередным «врагом», чтобы сплотить россиян.

 

 

 

Что будет делать власть с протестами

— Она постарается их заматывать, а если не получится, будет подавлять силой. Так, как они действуют сейчас с дальнобойщиками. Как всегда, они постараются разбить протестное движение на несколько групп, кого-то — подкупить, кого-то — запугать и так далее. Прежде всего они будут запугивать и подкупать лидеров движения, как это обычно принято. Если у них это не получится, они используют силу. Это видно по дальнобойщикам, которых не удалось запугать, не удалось подкупить. То же самое по всем остальным точкам: у них нет другого варианта, они не будут отступать, потому что их интересует не благополучие страны, их интересует собственное благополучие. И в этом смысле они не могут отступить от «Платона», который обеспечивает обогащение конкретных людей, они конечно не отступят от реновации, где вообще десятки миллиардов долларов, я думаю, будет украдено.

 

Какую тактику власть изберет с Навальным

— Вы знаете, я думаю, что они Навального до выборов не допустят, потому что чем дольше продолжается то, что происходит сейчас, тем больше шансов, что он наберет какие-то значимые результаты. Они очень обожглись на мэрских выборах, они разрешили ему идти, потому что, я слышал, по их прогнозам, он не должен был взять больше пяти, ну, максимум, семи процентов. А он набрал 27. Поэтому я думаю, что они его не допустят к выборам, но я думаю, что он это понимает. И что он готовится не столько к президентским выборам, сколько к ситуации, которая может возникнуть после краха режима, если этот крах пойдет по пути «круглого стола», переговоров и так далее. Тогда будут востребованы люди с высокой степенью узнаваемости и с высоким авторитетом. Вот это ему нужно. Он дошел сейчас в своих отношениях с властью до такой точки, когда они уже ничего с ним не могут сделать, кроме как убить. Ну, решатся ли они его убить, я не знаю.

 

Об атеизме и приговоре блогеру Руслану Соколовскому

— Ну в «Википедии» про меня написана масса глупостей, просто мне было неохота как-то и лень этим заниматься и это править. Там масса ерунды написана. Я не называю себя атеистом, я являюсь атеистом. Я — атеист, но я последовательный и убежденный сторонник свободы совести. Я считаю, что люди должны иметь право, как это записано в Конституции, исповедовать любую религию или не исповедовать никакую. И отношение к религии не может отражаться на наших правах.

Приговор Соколовскому я считаю диким средневековьем, безумием абсолютно. Я думаю, что наиболее неприятен он для православных людей, потому что это делается как бы именем церкви, на заднем плане она присутствует, естественно. Это один из показателей такой архаизации нашей страны. Действующая власть пытается страну из XXI века вывести обратно в XVI.

 

О смене власти в регионах

— Совершенно очевидно, что при нашей системе выборов те губернаторы, которые облечены доверием президента, обязательно изберутся. К мнению населения это не имеет вообще никакого отношения, вообще никакого. Все будет в порядке. Там будут эти губернаторы, ничего другого в этих регионах…

Знаете, был такой старый анекдот, как два еврея читают газету (поскольку я еврей, могу рассказывать еврейские анекдоты), и там написано, что из Мюнхенского зоопарка убежал тигр. И один другого спрашивает: «Как вы думаете, для евреев это хорошо или плохо?». Вот я не знаю, хорошо это или плохо для евреев, что убежал тигр, хорошо или плохо для регионов [что им прислали варягов]. Это зависит от того, кого назначили, зависит от того, как сложится и так далее. Но плохо здесь другое. Вне зависимости от того, успешный будет губернатор конкретной губернии или нет, плохо здесь то, что этих людей назначает президент. Хотя будет формальная процедура выборов и так далее, их назначает президент. Опять же, президента ругают, что он назначает своих охранников, еще кого-то. Это же естественно, он назначает тех, кому он доверяет. Мы все хотим иметь дело с людьми, которым мы доверяем, это нормально. Ненормально то, что для того, чтобы стать губернатором, надо, чтобы тебе доверял президент. А в нормальной ситуации, чтобы стать губернатором, надо, чтобы тебе доверяли люди. Президент Трамп не может работать с теми губернаторами, которым он доверяет, он должен работать с губернаторами, которым доверяют жители 50 штатов. А у нас ровно наоборот. Это очень плохо не только потому, что принципы какие-то нарушаются, это само собой, это плохо потому, что если я стал губернатором, потому что мне доверяет президент, то я и думаю о том, чтобы мной был доволен президент. А будут ли довольны люди, которые там внизу бегают, мне на них наплевать на самом деле. Может я и буду делать для них что-то хорошее, если я хороший человек, если у меня там, не знаю, есть какие-то идеи гуманные и так далее. Но у меня нет необходимости для них работать. Если бы они меня выбрали, то я был бы должен на них работать, иначе они меня выгонят или вообще в тюрьму посадят за воровство и так далее. А так для меня важно только с президентом договориться.

 

О «врагах» власти

— Смотрите, мне кажется, они уже сделали некий универсальный список, по крайней мере, внутри страны: национал-предатели, «пятая колонна», олигархи. Кто еще? Либералы. Больше никого не осталось. Я думаю, что они будут искать врагов — не обязательно новых, а могут реанимировать старых. Дело в том, что, хотя власть объявляет стабильность высшей ценностью и высшей своей гордостью, на самом деле парадоксальным образом она не может существовать без внутренних кризисов. У нас выборы будут якобы в марте 2018 года, президенту надо, чтобы по крайней мере в крупных городах какое-то количество людей действительно пришли на выборы и действительно за него проголосовали. Иначе повторится то, что было в 2011-12 годах, когда просто нарисовали цифры. А для того, чтобы они пришли, нужно какое-то сплочение нации вокруг себя любимого. А сплочение нации возможно только если будет какое-то напряжение, какой-то конфликт. Значит, должно быть обострение и внутри, и снаружи. Внутри, я думаю, это все та же «пятая колонна», враги Отечества и так далее — скорее всего. Вряд ли он решится поссориться с националистами, потому что он сам на этом поле работает очень активно.

А снаружи — это совсем печально, потому что опыт Сирии показал, что Сирии для сплочения нации недостаточно. Ну, арабы, их многие не любят, у нас довольно расистская страна. И вообще все это далеко, и что там делается — всем наплевать и так далее. А посмотрите, насколько более эффективна (с точки зрения пропаганды) была война на Донбассе. Потому что там вроде тоже наши, люди идентифицируются с территорией Донбасса, с людьми Донбасса и так далее. Следовательно, следующий конфликт, который необходим на самом деле для власти, должен произойти на одной из тех территорий, с которыми люди могут идентифицироваться. А это территории, на которых компактно живет (или люди могут думать, что живет) много этнических русских людей. Таких территорий не так много. Это тот же юго-восток Украины. Это Белоруссия. Это восточная часть Эстонии — Нарва, Кохтла-Ярве. Это северный Казахстан и так далее. Я очень боюсь, что где-то там — либо дальнейшее обострение войны в Украине, либо новая военная авантюра где-то на перечисленных территориях. Я боюсь, что ситуация резко осложнится уже не позднее, чем поздней осенью, простите за тавтологию.