Появление в Интернете и газетах  проблемных выступлений кандидатов в Президенты России, насколько я заметил, не вызвало дискуссий соответствующего масштаба.

Мне же хотелось бы показать читателям и пользователям Интернета, что проблемы, поднятые ими, застарелые и решить их пытаются в России не одно столетие.

Так, учрежденное по Высочайшему повелению от 22 января 1902 года Особое совещание в нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С.Ю. Витте нашло нужным для выяснения нужд сельскохозяйственной промышленности и соображения мер, направленных на пользу этой промышленности, опросить местных деятелей и учреждения. С этой целью были учреждены губернские и уездные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

Вот какие толковые, а подчас и мудрые предложения давали в местных комитетах.

Развитие профессиональных агрономических знаний возможно лишь на почве всеобщего народного образования и духовного развития.

Самой настоятельной и необходимой мерой, докладывал агроном С.Н. Косарев в Вятском уездном комитете, является проведение в среду населения, всеми возможными способами, сельскохозяйственных знаний и технических приемов, которые могли бы поднять наше земледелие с того низкого уровня развития, на каком оно находится в настоящее время. Но, прежде, чем проводить в среду населения всевозможные знания, необходимо обратить внимание насколько население подготовлено к восприятию этих знаний, которые желательно распространить

Едва ли нужно доказывать, что усвоение всевозможных знаний будут находиться в прямой зависимости от культурного развития той среды, в которой приходится распространять эти познания. Если культурное развитие населения низко, если его образование крайне невысоко и в громадном большинстве оно является совершенно безграмотным, то нечего ожидать крупных успехов от распространения знаний, какими бы способами эти знания ни проводились в среду населения.

Вот почему нельзя не поставить  краеугольным камнем успеха в проведении всевозможных сельскохозяйственных и технических знаний в среду населения распространение образования и вообще поднятие культурного уровня народных масс.

В Малмыжском комитете цитировалось замечание одного из земских агрономов Вятской губернии:

«При столкновениях с крестьянами мне бросалось в глаза, что в тех деревнях или селах, где были грамотные и читающие «Сельский вестник», крестьяне скорее понимали меня, и я достигал желаемого».

Национальное значение вопроса о народном образовании было отмечено С.П. Максимовичем, Г.А. Кантовским и А.А. Дураковым в Глазовском комитете. Они говорили в своем докладе комитету:

«Жизнь не ждет. Нации ведут между собой упорную борьбу, и победа достанется тому, чья культура выше. На исторической сцене появляются новые нации и спешно стараются усвоить продукты высшей духовной культуры, чтобы вступать в международное состязание с более крепкими силами. На Дальнем Востоке Япония начинает обгонять нас по своей культуре. А Россия с давних пор, неизменно остается позади культурных наций и чем дальше, тем расстояние между ней и культурным миром становится все больше и больше. Эта возрастающая отдаленность от Запада представляет на наш взгляд серьезную национальную опасность, и бороться с ней необходимо всеми силами, какими только обладает общество и государство».

По словам Н.Н. Блинова в Орловском комитете среди крестьян наблюдается «стихийное увлечение школьным учением… Население Орловского уезда сознает важность знания и необходимость начального образования. Крестьяне усиленно посылают своих детей в школы, которые переполнены ныне».

В Глазовском комитете отмечалось, что «Вятское земство издало много полезных книг для населения, но с запрещение Цензурным Комитетом издательской деятельности земство должно было прекратить издание дешевых народных книг. Дешевой и хорошей книге был закрыт, таким образом,  доступ в деревню, которая и до сих пор продолжает питаться духовной пищей с Никольского рынка.

Крестьянин А.В. Пашкин жалуется в Слободском комитете:

«Земство библиотеки устроило, мы  очень рады и благодарны, но книг-то мало. И вообще нам мало доводится читать о наших нуждах и порядках. Хотелось бы, чтобы в газете Вятской больше писали обо всем, потому что «Вятскую газету» многие получают из крестьян».

В.П. Рылов замечает в том же комитете:

«Хорошее дело земство сделало, устроило библиотеки в каждом сельском обществе и допустило «Вятскую газету». Очень это на пользу крестьянам. Грамота не забывается. Да книг в наших библиотеках очень мало, да и книги почти одни и те же, что и в школьных библиотеках. Желательно, чтобы в библиотеки было допущено больше книг по сельскому хозяйству. Да и в «Вятской газете» писали бы больше известий».

В Бузулукском комитете указывалось, что в народные читальни допускается только 8% разрешенных общей цензурою книг.

Граф П.А. Келлер указывал в Краснинском комитете, что деятельность частных лиц по народному образованию « к сожалению, поставлена в такие невозможные условия, что нужно только удивляться, как находятся еще желающие работать. Кому неизвестны те мытарства, которые нужно пройти, чтобы получить право выдать и прочесть другим дозволенную несколькими цензурами книгу? Не у всякого хватает терпения преодолеть все это и многие, устрашившись массы формальностей, отказываются от хорошего дела».

Врач К.Г. Туровский правильно заметил в Царицинском комитете: «Почему народу можно читать только детскую литературу? Разве она способна выработать у человека научное мышление, конечную цель всякого развития, вне которой чтение есть пустая забава и праздное препровождение времени? Не может ли такая литература внушить народу только презрение к науке, так как она ничего существенного ему дать не может».

Конечно, в местных комитетах были и враги народного образования.

В Малмыжском комитете земский начальник А.А. Тронин находит, что «наряду с образованием следует поставить религиозно-нравственное воспитание, без которого образование может принести только вред. Неправильность постановки народного образования была подмечена еще покойным Императором Александром III, почему и были учреждены церковно-приходские школы. К сожалению, эти школы не оправдали своих надежд, но сама эта идея – святая. Образование само по себе – острый нож в руках ребенка, если только народ не научится обращаться с ним, не получит нравственного воспитания. Старина показывает нам, что  когда крестьянин имел страх БОЖИЙ – он иначе относился к труду, собственности и бережливости».

Вятская губернская земская управа докладывала в губернский комитет: «Отсутствие энергии и самодеятельности в населении должно быть отнесено, кроме бедности и невежества, еще на счет исторически сложившейся системы административной опеки над крестьянским населением. Вторжение последней в область интересов сельских и волостных обществ, принуждение поступать не по убеждению, а по приказу, лишает население не только веры в свои силы, но не дает возможности и на опыте знать, что хорошо и что плохо, что надо и чего не надо. Таким образом, наряду с унижением личности крестьянина, поставленного в правовом положении ниже всех сословий, административная опека обрекает население на инертное отношение к своим нуждам, приучает надеяться на власти и исключает развитие самодеятельности и энергии. Ввиду этого необходимо поднятие личности крестьянина, его веры в свои силы».

Уездный член суда И.И. Железнов отмечал в Малмыжском комитете, что «опека над крестьянами приводит к тому, что в массе крестьянства возникает стремление бросить свое хозяйство, уйти из своего сословия. Все лучшие, более энергичные и самостоятельные люди бегут из деревни в город, стремятся приписаться в мещане, в купцы, а в деревне остаются менее предприимчивые и менее обеспеченные. Это оскудение деревни и упадок сельскохозяйственной промышленности может остановиться только в том случае, если крестьянин, оставаясь в деревне и членом своего общества, будет пользоваться теми же личными и имущественными правами, какими пользуются  и мещанин, и купец, и все другие сословия Российской Империи».

По утверждению И.И. Железнова «власти в крестьянской среде являются выборными только по названию и в такой мере зависимы от ближайшего начальства, что не могут и думать о защите интересов своих обществ».

Прокопович С.Н. Местные люди о нуждах России. СПБ. Издание Е.Д. Кусковой, 1904, с.1, 43, 48-49, 54, 55, 61, 63-64, 76-77, 82, 90, 99.

Хотелось бы привести еще такие меткие высказывания.

«Администрация в хаосе, нравственное чувство подавлено, умственное развитие остановлено, злоупотребления в воровстве выросли до чудовищных размеров (из страниц дневника цензора Никитенко, написанных после смерти Николая I)».

«Образование», 1907, №10, с.108.

Однако, существует еще одна очень серьезная проблема, без тщательного изучения и создания надежных условий правильного решения ее невозможно, к сожалению, движение нашего общества вперед по всем направлениям. Решение этой проблемы блестяще описано словами  одного из героев известного романа Владимира Дудинцева «Белые одежды».

«Равенство – понятие абиологическое. В природе равенства нет. Нигде в мире не сыщешь двух человек с одинаковым рисунком папилярных линий на пальцах. Линии эти – знак неравенства, который природа выслала на поверхность В одном организме нет двух одинаковых клеток. На дереве нет двух одинаковых листьев.

Равенство придумано человеком. Это одно из величайших заблуждений, породивших уйму страданий. Если бы было равенство, не было бы на Земле развития.

Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренного, эксплуатировать его. И все равно, захватив себе даже большую часть, бездарный не получит главного – таланта. Приходится притворяться одаренным, приближать к себе тех, кто хвалит твой отсутствующий дар. Идея равенства позволяет бесплодному негодяю с криком забираться на шею трудолюбивому и увлеченному работяге и брать себе лучшее из того, что тот создает. Писатель Александр Крон в своем романе «Бессонница» метко назвал это явление: самоутверждение через сопричастие.

Есть только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности.

Всем дана возможность трудиться. Создавай, что можешь создать. Созданное бери себе, заплати все долги и остатком распоряжайся по своему усмотрению. Можешь раздать этот остаток. Но к чужому руки не протягивай».

Дудинцев В.Д. Белые одежды. М., 1988, с.396-397.

А вот еще интересные мысли:

 «Между богатством и бедностью, капиталом и трудом, легла широкая и глубокая бездна. Нравственная связь работодателей с рабочими была порвана. Место ее заняли недоверие, зависть и ненависть.

Социалистическое государство с его свободой, равенством и братством не что иное, как государство рабов, широкой полицейской власти, где каждый является слепым орудием целого и лишается индивидуальной свободы.

Большинство старается меньше работать и возможно больше наслаждаться за общий счет.

Совершенная свобода и совершенное равенство взаимно уничтожают друг друга.

Свобода может существовать только совместно с законом, равенство возможно только перед законом, а братство рядом с законом».

Штальберг В. – Гуманность в истории человечества. СПБ, 1897, с.70, 71, 90, 220, 224, 225, 234-236.

 

В дореволюционной России некоторые университеты имели хорошую систему отбора талантов в науке. Приведу такой яркий пример. После окончания Военно-медицинской академии, наш великий психиатр Владимир Михайлович Бехтерев был направлен на кафедру психиатрии Императорского Казанского университета, как тогда писали: «для приготовления к профессорскому званию». Так вот, через три года он стал заведующим кафедрой психиатрии. Сегодня такое просто невозможно. Ректора наших университетов, большинство из которых фактически министерские назначенцы (раньше это были партийные назначенцы) никогда не будут продвигать талантливых людей по тем причинам, которые указаны выше. Сегодня ректоров института интересует только распил бюджета своего учебного заведения. Их не интересует, кого они готовят, какие знания студенты получают. Главное,  набрать больше  платных студентов и бесконтрольно расходовать набранные средства, установив себе оклады не меньше 500.000 рублей. И такое происходит не только в вузах. В этом же причина и наших провалов в космических программах и оборонном комплексе страны.

На одном из авиационных заводов нашего города с 1985 года не внедрено ни одного нового технологического процесса. О какой конкурентоспособности продукции можно при этом говорить.

Между тем:

«Главной задачей университета остается по прежнему – научить своих слушателей научно-критическому мышлению».

«Русская школа», 1915, №5-6, с.35.

«Разве можно насаждать культуру среди рабов, которыми помыкает всякий, кому не лень? Разве может идти речь о развитии общественной самодеятельности, устройстве всяких коопераций, товариществ и т.п., когда во всякого рода общественных начинаниях, прежде всего, отыскивают крамолу и стремление к подрыванию основ?».

Зубрилин А.А. – Улучшение крестьянского хозяйства. Вып.1 Современные условия крестьянского хозяйства и травосеяния. М., 1908 – 240с.

«Всеобщее распространение образования, но образования правильно и умело поставленного, должно быть признано одним из средств, способствующих оздоровлению населения в нервно-психическом отношении.

Значение экономических условий в развитии нервных и душевных болезней переоценить трудно».

Бехтерев В.М. – Вопросы душевного здоровья у населения России – «Вестник Европы», 1910, №9, с.304.

«Прогресс современных культурных государств, все успехи их в самых различных областях жизни и мысли, в весьма значительной степени, обязаны существованию там широкому простору для развития общественной инициативы и самодеятельности граждан».

Быховский Н. – Трагедия общественных порывов – «Северные записки», 1913, №5-6, с.292-306.

В качестве противоположного примера можно провести деятельность кемеровского губернатора Тулеева.

Он создал из молодых и талантливых ребят управляющую кампанию, которая обеспечивает реализацию добываемых углей. Кроме того, по инициативе этой управляющей кампании, в Кузбассе стали выпускать свои грузовые железнодорожные вагоны, чем значительно уменьшили затраты на перевозки. Были построены кузбасские угольные терминалы в тихоокеанских портах России, которые обеспечивают непрерывность отгрузки углей по контрактам.

Вот, что можно сделать при грамотном подходе к решению технологических и экономических проблем с использованием талантливой молодежи.

И.Г. Эренбург в своей книге «Люди, годы жизнь» приводит разговор с одним талантливым генералом о пьесе Александра Корнейчука «Фронт». Эта пьеса по указанию И.В. Сталина была опубликована в газете «Правда».

Генерал сказал, что все в пьесе показано правильно, но кто будет все это исполнять – те же?

Хотелось бы этот же вопрос задать и тем, кто сегодня рвется в Президенты. Кто будет исполнять декларируемое ими? Сегодняшние коррумпированные и чаще всего бездарные чиновники?

 

Полная версия:

 

http://kontinentusa.com/zastarelie-problemy-rossii/

Александр Рашковский, краевед, 12 мая 2017 года.