Я уже делал обзор опроса о реакции общественного мнения России на протестные акции 26 марта 2017 г.
Цифры, полученные "Левада-центром" оказались столь впечатляющими и в то же время важными, что данные были перепроверены ФОМом, правда, с корректировкой формулировок вопросов. Картинка получила более благостная, хотя не кардинально. 

По данным ФОМа, об акциях протеста знают 46% (по данным "Левада-центра" - 61%), остальные 54% — нет. 
21% тех, кто знает о прошедших акциях, не поддерживает их, но и не осуждает, выяснили социологи ФОМ (У "Левада-Центра" - 38% "одобрили"). 13% — осуждают ("Левада-центр": 39% знавших "не одобрили"), а 8% — поддерживают.

Чем объяснить существенные расхождения?

Во-первых, есть различия в формулировках, которые затрудняют сравнение и в то же время показывают, как формулировка вопроса влияет на распределение ответов.

Во-вторых, как мне кажется, ярлык "иностранного агента" должен влиять на смещение выборки у "Левада-центра". Мнительные граждане, вероятно, с большей вероятностью отказываются отвечать ему, чем ФОМу. Однако это гипотеза, требующая проверки. В методических комментариях эта тема не поднимается.

Из всего следует и общий вывод для интерпретаторов цифр: не стоит относиться к ним как очень точным показателям состоянии общественного мнения. Можно доверять тренду, но не его деталям.

Оригинал