Вера в то, что несправедливость не коснется нас каким-то непонятным образом живет и живет в нас. Нам должно повезти - убаюкивает нас наша голова. Кругом несправедливость, а нас-то эта несправедливость точно не коснется. Других несправедливость касается потому что они заслужили, а мы же хорошие и нас несправедливость не коснется - это точно. Обойдет стороной. 

Откуда эта глупая мечта во-первых что мы хорошие и во вторых, что хороших несправедливость не касается. Христа несправедливость коснулась и еще как коснулась. Нам был нарисован самый сильный пример, а мы продолжаем жить в сиюминутной иллюзии справедливости. Хотя пример с Христом повторился 1000 раз после Его распятия с другими людьми. Нет, мы отворачиваем глаза и самозабвенно верим в справедливость как таковую, сотканную из ничего. 

И ведь мы творим своими руками несправедливость в отношении других людей и верим, что она не развернется против нас. Полицейский пытает задержанного и верит в то, что точно такая же пытка не обрушится на его детей, на его жену, на его родителей. Сколько раз я глядел в удивленные глаза родителей, которые когда-то служили в милиции, дети которых попали под молох полицейского насилия. Они говорили мне: мы думали, что нас это не коснется. 

Недавно наблюдал беседу одного человека, который упорно ратует за репрессии в отношении всяких негодяев и предателей, с восторгом потирает руки, рассказывает что камеры готовятся для всех предателей России. Ему его собеседник делает замечание, мол а не боишься, что это все обрушится на тебя? Ответ этого сторонника репрессий был в высшей степени показательным: "А меня-то за что?"

В том-то все и дело, что несправедливость - это когда ни за что. Это когда просто так, потому что сложились обстоятельства. Справедливость не связана с правильностью и не правильностью поведения. Справедливость связана с прощением. 

Ты негодуешь на человека за неправильность его поступков и хочешь что бы ему воздалось за неправильность поступков, зовешь на него кару, зовешь наказание - это не про справедливость. Если я зову кару на кого-то, даже справедливую, то я зову кару на себя, за своих близких, на самых дорогих мне людей. Если я зову прощение, даже не справедливое, то я зову прощение на себя, на близких мне людей, на самых дорогих для меня людей. 

Это очень тяжелый выбор. Как ни странно, но справедливость к себе мы рождаем не определением вины и невиновности кого-то, а прощением прежде всего виновного. И первый шаг к справедливости - это фраза "И меня есть за что карать".

Оригинал