Памятником эпохи индустриализации и конструктивизма является Белая башня в Уралмаше. С одной стороны, она задумывалась как сугубо утилитарное сооружение: водонапорная башня. С другой стороны, в контексте Соцгорода, эстетика которого формировалась конструктивистами, к ней отнеслись как к потенциальному произведению архитектуры. Был объявлен конкурс проектов (говорят, что это единственный случай в мире, когда к водонапорной башне отнеслись столь серьезно). Победителем стал 27-летний архитектор Моисей Рейшер. Эта башня использовалась по назначению вплоть до 1960-х гг. После этого об ее использовании много говорили, но ничего не делали. В 1990-е гг. башня получила статус памятника архитектуры. Арт-группа «Podelniki» получила эту башню в пользование и провела некоторые мероприятия по ее консервации. Однако вопрос «Что делать?» остается без внятного ответа. Пока в башню, закрытую на замок, водят экскурсии. Ее статус достопримечательности обозначен и продаваемыми здесь сувенирами со словами «Белая башня». 



Превращение Белой башни в Уралмаше в закрытый и охраняемый объект подводит к теоретическому вопросу о том, где кончается искусство и начинается черт знает что. В свободные времена, когда в башню заходил всяк, кто хотел, все ее стены были разрисованы представителями современного искусства, не имеющими никакого официального статуса и званий. Обычно такие изображения называют граффити, однако в музеях что-то похожее уже становится абстрактной живописью. Эксперты посмотрели и заявили, что эти творения не имеют художественной ценности. Однако в современном искусстве эта ценность столь относительна, что найти объективные эстетические критерии ценности фактически невозможно. Ценность имеет дискурсивный характер: ценно то, что считают ценным царь, эксперты или народ, организованный в рынок. Если народ будет ходить в башню смотреть наскальные надписи нашей эпохи, то это и будет признанием их ценности. Я, например, с интересом их рассматривал и фотографировал. Значит, кому-то это нужно?














Белая башня в первоначальном виде. Историческое фото.

Оригинал