Совесть меня преследует. Выходишь из редакции — в глаза бьет рекламный билборд «Совесть должна быть у каждого». И сразу вспоминаешь про невовремя сданный текст.

А тут еще увидел военную драму «По соображениям совести». Десмонду Доссу вера не позволяла носить оружие, но на фронт он все равно пошел — санитаром. Хоть и пришлось выстрадать свой отказ стрелять, форму, другие носители которой убивают и бывают убиты, надел. Ну да ладно. Жизни солдат он действительно спасал — как «своих», так и «япошек».

Фильм Мэла Гибсона, как мне показалось, не только и не столько про религию и этику войны. Сколько про проблему неучастия. Про смелость сказать «Нет», когда все говорят «Да». Про то, что никакие обстоятельства не умаляют принципов — если они у тебя действительно есть. А у нормального человека их не может не быть.

Нонконформизм — удел немногих. Отклоняющееся поведение. И пока единственное, на что может рассчитывать инакомыслящий, так это то, что проповедуемые им нормы из маргинальных превратятся в доминирующие. Такое происходило в истории не так уж редко.

Установки меняются, но не меняется суть. Каждый из нас живет в обществе и вынужден если не подчиняться мнению большинства, то как минимум коррелировать свое поведение и испытывать дискомфорт. Душевный, бытовой ли - не важно.

И так будет продолжаться до тех пор, пока все мы не откажемся от своего права судить. Тех, кто идет на войну или тех, кто не идет. Тех, кто не любит геев или тех, кто их защищает. Тех, кто стрижется в барбершопах или тех, кто нет.

Но пока все это выглядит сказочкой. Как и возможность построения в России рыночной экономики (да, я осуждаю ее апологетов).

Оригинал