Как сооружали и разрушали истинно народный памятник

Сооружение в городе Вятке в Бозе почивающему Императору Александру III и сквера вокруг Александро-Невского собора великого архитектора Витберга(1).

 

Из сообщения журнала «Строитель» за 1896 год:

«В конце 1894 года по почину бывшего начальника Вятской губернии генерал-майора Ф.Ф. Трепова в городе Вятке и Вятской губернии была открыта подписка на венок на гробницу в Бозе почивающего Императора Александра III, - давшая в течение одного месяца более 4.000 рублей (сегодня это не менее 15.000.000 рублей).

По возложении означенного венка, от собранных по подписке денег оказался значительный остаток.

На оставшуюся сумму решено было устроить около Александро-Невского собора сквер, обнеся его чугунной решеткой, и в сквере поставить бюст Царя-Миротворца.

(Сегодня бы просто распихали остаток денег по карманам, а то и все собранные деньги, как это произошло, по версии некоторых авторов Интернета с деньгами на памятник Григорию Булатову).

Городская Дума Вятки постановила безвозмездно уступить под сквер 7.225 квадратных саженей городской земли.

С весны 1895 года было приступлено к работам по устройству ограды. Стоимость решетки ее была исчислена в 20.000 рублей.

Владельцы горных заводов Вятской губернии господа Пастухов и Поклевский-Козел первоначально изъявили готовность взять за исполнение ее на своих заводах только ту стоимость, в какую она обойдется им самим, но потом отказались от всякого вознаграждения.

14 сентября 1895 года Государь Император по докладу Министра внутренних дел Высочайше соизволил на сооружение памятника, а 30 августа 1896 года было совершено торжественное открытие означенного памятника и сквера.

Сквер имеет в стороне 198 сажень (422 метра) и обнесен чугунной решеткой на каменном фундаменте.

Ворота, ведущие в сквер, названы:

  1. Северные – именем Императора Александра III.
  2. Западные – именем Императора Николая II.
  3. Восточные – именем Императора Николая I.
  4. Южные – именем Императора Александра II.

Это воспоминание того, что время сооружения Александровского собора и устройство сквера обнимают царствование поименованных Государей.

В решетке ворот и калиток имеются гербы уездов Вятской губернии.

Сквер разбит по плану, составленному известным садоводом Регелем(2), высажены в нем преимущественно деревья невысоких пород и кустарники.

В узлах дорожек устроены цветочные клумбы.

Постамент сооруженного памятника изготовлен из светло-серого уральского мрамора. Мрамор постамента полирован. Стоимость постамента – 800 рублей.

Бюст отлит из темной бронзы по модели художника Баха(3). За изготовление ему уплачено 1.500 рублей.

Почивший МОНАРХ изображен в генерал-адъютантской форме с орденом Георгия на шее.

Комитет, образованный для сооружения сквера и памятника Императору Александру III, не прекратит своей работы. Он будет и впредь разделять заботы городского общественного управления по дальнейшему благоустройству сквера и сохранению памятника».

«Строитель», 1896, №13, с.793-794.

Что же произошло с памятником и сквером?

Приведу три архивных документа.

Из письма начальника милиции Вятской губернии в адрес Президиума Вятского городского совета от 17 июня 1929 года:

«Представляю ходатайство Вятской публичной библиотеки им. Герцена от 12 июня 1929 года о передаче ей пустого пьедестала бывшего царского памятника (находится в настоящее время в ограде Александро-Невского собора) для использования под памятник-бюст А.И. Герцена. Считаем, что ходатайство надо удовлетворить, так как пьедестал стоит в ограде собора беспризорно и бесполезно».

(ГАКО, ф. Р-1258, оп.1, д.1772, л.108).

Из письма Президиума Вятского городского совета в адрес Вятской публичной библиотеки им. Герцена от 21 июня 1929 года:

«Президиум Горсовета разрешает снять пьедестал бывшего царского памятника в сквере Александро-Невского собора для использования его под памятник-бюст А.И. Герцена при библиотеке».

 (ГАКО, ф. Р-1258, оп.1, д.1772, л.113 «а»).

Бронзовый бюст Императора Александра III был сброшен с пьедестала вскоре после февральской революции 1917 года и отправлен на склад, а затем в переплавку.

Письмо Вятского областного военно-промышленного комитета от 6 июля 1917 года о принятии на склад попорченного медного бюста Императора Александра III, стоявшего в сквере у Александровского Собора, весом 14 пудов.

(ГАКО, ф.628, оп.6, д.402, л.37).

Бюст, наверно тоже в 1929 году, вместе с 182 колоколами города Вятки весом 5330 пудов (пуд – 16 кг), которые были сняты и разбиты, отправлен на предприятие цветной металлургии СССР как вклад губернии в индустриализацию страны. Замечу, что так было по всей стране.

Хочу обратить внимание читателей на скорость принятия решения властями города.

Сегодня на это ушло бы не менее полугода. Так что «прогресс» налицо.

 

Примечания:

 

(1)Живописец и архитектор Александр Витберг

 

«И невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратно век архитектуры?

Неужели величие или гениальность больше не посетят нас?».

Николай Васильевич Гоголь

 

Живописец и архитектор Витберг связал свое имя с проектом храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Грандиозная постройка эта окончилась неудачно. Она была приостановлена, а сам Витберг, оклеветанный, был сослан в Вятку, более, впрочем, за свои выходки против местных властей, чем за настоящие проступки.

По образованию живописец, Витберг, мистически настроенный, увлекся идеей сооружения храма Спасителя, который должен был в одно и то же время служить памятником войны 1812 года.

В три года он овладел техникой архитектуры и создал грандиозный, так много нашумевший проект.

В центре этого сооружения находился трехярусный храм.

В каждом из трех этажей было по церкви.

Нижняя, почти темная, продолговатая, символизировала земную телесную жизнь.

Средняя, в виде креста, мир душевный.

Верхняя, самая светлая, круглая – мир духовный.

Недостаточная ясная архитектура храма. Утомительная, ничем не разделенная колоннада. Общая запутанность сооружения, вызванная сложностью мистической идеи.

Малопонятны русскому человеку и мистические, с немецким философским акцентом, идеи Витберга, положенные в основу проекта. Но современники ценили проект более из-за них, чем из-за архитектурных достоинств храма.

Во всяком случае храм Витберга более интересен, чем нынешний храм Христа Спасителя в Москве архитектора Тона, построенный в «официальном» русском стиле николаевского времени, изобретенном самим же Тоном.

Многочисленные наброски к проекту храма Христа Спасителя доказывают, какую громадную работу совершил Витберг.

Эффектно, в живописном характере, нарисована Витбергом деталь лестницы к храму Спасителя от Москвы-реки.

Витберг Александр Лаврентьевич родился 15 января 1787 года.

Учился с 1795 по 1798 год в Горном корпусе, потом в Анненской школе. С 1802 по 1809 год обучался в Академии Художеств. За картину «Андромаха, оплакивающая Гектора» получил 1-ю золотую медаль и право на заграничную командировку. Но правом не воспользовался.

Был назначен помощником профессора Угрюмова в натурном классе Академии.

Увлекшись идеей памятника-храма войны 1812 года, стал самостоятельно изучать архитектуру и с 1813 по 1816 год составил проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, утвержденный в 1816 году Императором Александром I.

Витберг был назначен «директором и экономическим членом сооружаемого храма».

В 1817 году происходила закладка храма, а в 1826 году работы, только начатые, были прекращены. Витберг, несправедливо обвиненный, был отдан под суд и в 1835 году сослан в Вятку.

В 1816 году Витберг стал Академиком живописи.

В 1816 году исполнил иконостас домовой церкви князя А.Н. Голицына на Фонтанке.

В 1818 году исполнил придел во имя святого Александра Невского в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим).

Следующие работы А.Л. Витберга, составляющие собственность Ф.А. Витберга:

  1. Проект иллюминации московского почтамта в день рождения Александра I.
  2. Проект храма Христа Спасителя и первоначальные наброски к нему (1813-1816).
  3. Проект церкви в селе Величево.
  4. Проект дома в Москве (Дмитриева, у Спиридония (?) в 1814 году).
  5. Проект домовой церкви в Александровском сиротском институте в Москве в 1832 году.
  6. Высочайше утвержденный портик при входе и решетка Александровского сада в Вятке в 1836 году.
  7. Вятский собор в 1838 году (литография и раскрашивание Ивана Селезнева).

Отметим, что в 1816 году архитектор А.Н. Воронихин выполнил проект нового иконостаса по рисунку А.Л. Витберга.

Историческая выставка архитектуры. СПб, 1911, с.7, 35-36, 45, 47.

 

(2)Арнольд Эдуардович Регель,  родился в 1856 году.  Российский садовод и дендролог. По образованию инженер. Сын Эдуарда Людвиговича Регеля, директора (1875—1892) Петербургского ботанического сада. Занимался строительством парков, ландшафтной архитектурой. Основатель фирмы «Регель и Кессельринг», занимавшейся планировкой частных садов. Спроектировал и создал парк в имении «Случайное» генерала Д. В. Драчевского в долине реки Мзымты в 3 км от  Адлера (современный сочинский парк совхоза «Южные культуры»). Занимался устройством сада усадьбы Ала-Кирьола,  спроектировал Светлый парк в городе Нарва-Йыэсуу (Эстония). В 1896 году был опубликован труд А. Э. Регеля «Изящное садоводство и художественные сады», в котором обобщена и систематизирована история садоводства и разработана система практических рекомендаций. В 1990 году книга была переиздана. Умер в 1917 году в Вятке.

 

(3)Роберт Романович Бах, родился в Петербурге 9 февраля 1859 года семье художника и скульптора Романа Ивановича Баха.

 
В 1879—1885 годах состоял вольнослушателем в Академии Художеств на скульптурном отделении, где учился у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подозерова. В 1882 году получил Малую поощрительная медаль за лепку из воска барельефа «Эльф» (ГРМ), в 1885 году за лепку с натуры получил Большую поощрительную медаль и звание классного художника III степени.
В 1884 году посещал занятия на дому у профессора П. П. Чистякова. В 1886 году за ряд работ, в том числе барельеф «Идиллия» и портрет П. П. Чистякова, скульптору было присуждено звание классного художника II степени. В 1891 году за статую «Гений искусства», которая была установлена над левой частью здания Императорского общества поощрения художеств в Петербурге, был удостоен звания АКАДЕМИКА. С 1906 года действительный член АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. Работая в области станковой пластики, создал целую галерею портретов художников, писателей и композиторов. В области монументальной скульптуры художник известен как автор памятников А. С. Пушкину в Царском Селе (1900), М. И. Глинке на Театральной площади в Санкт-Петербурге (1906).
Умер 17 сентября 1933 года в Ленинграде.

 

Полная версия с фотографиями:

http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/ht/112942-kak-sooruzhali-i-razrushali-istinno-narodnyiy-pamyatnik 

 

Александр Рашковский, краевед, 19 января 2017 года.