На самом деле, марийцы не колдуют. По крайней мере те, кто относят себя к представителям Традиционной религии мари. Но их моления, которые несколько раз в год проходят в священных рощах (кюсото), – событие поистине интригующее: в лесу стоят котлы, в которых варятся жертвенные гуси, а десятки мари в едином порыве готовятся к прочтению молитвы. На молениях нельзя присутствовать тем, кто не исповедует эту религию, и говорят там только на марийском.
 
 
Село Тумьюмучаш расположилось на полпути из столицы Марий Эл Йошкар-Олы до поселка Сернур. Совсем рядом с селом – одна из четырехсот священных для мари рощ. Единственное, что отличает типичный на первый взгляд лесок у дороги – это табличка на одной из берез, что на окраине рощи. "Кюсото" (священная роща) – написано на ней.
 
 
Марийские моления обычно проходят в священных рощах – кюсото. Рощу для моления выбирает карт – марийский священник – по определенным параметрам. Обычно около каждой марийской деревни бывают такие рощи.
 
В воскресный день сюда с самого раннего утра идут марийцы. Кто-то из соседней деревни, кто-то приехал из города на машине или автобусе, а кто-то – с другого конца республики или вовсе из соседних регионов. Все они деловито идут по заснеженной дороге, неся с собой ведра, тазы, гусей или уток и огромные пакеты, набитые крупой и кухонной утварью – ложками, тарелками и ножами.
На опушке небольшая стоянка для автомобилей, а на краю рощи – суетятся люди. Выше макушек сосен поднимается дым от пяти огромных костров. Каждый из них стоит в разных частях и посвящен разным богам. Марийцы готовятся: чистят гусей и уток, варят их в котлах, похожих на чаны ведьм из сказок, и делают "котлеты" из крови жертвенных животных и смеси круп.
 
Дерево - посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения.
 
Модель мира для марийцев – это дерево. Оно соединяет подземный мир, мир людей и космос и представляет из себя одновременно возникновение, развитие и упадок. Именно поэтому мари молятся в рощах священным деревьям (онапу). Дерево - посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения. Еще один посредник для мари – это карт, своеобразный жрец.
 
 
В основном приносят хлеб, крупу, небольшие деньги и свечи. Все это выкладывается на столе перед главным деревом в роще.
Мари не ходят в рощи часто, как ходят православные в церковь и мусульмане в мечеть. Только по праздникам в дни молений они посещают их. Есть также рощи для всемарийских молений, а есть деревенские. Бывают и семейные моления, которые случаются чаще. Молятся и просто дома – ставят свечку и читают молитвы.
 
Священная роща у села Томьюмучаш называется Шурното. Раз в пять лет здесь собираются мари со всей страны, чтобы провести завершающее осеннее моление. У каждой рощи своя очередность. В 2016 году молились в Шурното.
У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу. Самое большое – для бога Тум Юмо (светлый великий бог). Это главный бог у мари. Он выступает в виде седого старика с белой бородой, живущий на небе. Другие костры посвящены другим божествам – Шочын Ава Юмо (богиня рождения, богоматерь), Мер Юмор (божество, управляющее мирскими делами), Куркугза (марийский князь, ставший святым, дух справедливости) и Мланде Ава (бог земли).
 
 
 
ИСТОРИЯ НАРОДА И РЕЛИГИИ
 
Традиции мари всегда шли из леса. Еще пару веков назад соседние народы были уверены – мари полудикие охотники и рыболовы, но потом отношение к этому этносу изменилось – оказалось, что марийцы занимаются земледелием, пчеловодством, скотоводством и даже металлообработкой. Тесная взаимосвязь с лесом и определила языческое мировоззрение этого народа. Лишь мари удалось сохранить и пронести через все трудности и преграды свое устремление к природе и своим богам.
 
 
За правильностью процессов следят карты, своего рода марийские священники, отличить их можно по белой шапке.
Марийцы рано потеряли свою самостоятельность. Причина в этом одна – положение между русскими на западе и татарами на востоке. Русско-татарские войны разоряли оба государства, но марийцам приходилось хуже всех – на их территории проходило большинство сражений, а проигравшие, возвращаясь домой, часто грабили всех, кто встречался на их пути.
 
В конце XVII – начале XVIII веков над народом нависла новая угроза – крещение. Мари не хотели принимать православие и всячески сопротивлялись этому. Сначала жителям, которые крестились, обещали трехлетнее освобождение от подати, повинностей и отправления рекрутов в армию. На деле же ничего этого так сделано и не было. К 1724 году только две тысячи мари приняли крещение. Через 16 лет начались угрозы переселения из родных мест в Сибирь, солдат били палками, насильственно заставляли их давать подарки священникам лисицами и куницами. Мари в ответ на это бежали в леса и продолжали молиться своим богам.
Мари не хотели принимать православие и всячески сопротивлялись этому.
 
Советское время заставило большинство мари забыть о своей вере. Но есть семьи и даже целые деревни, которые продолжали молиться в рощах.
 
В Сернуре корреспондентам "Idel.Реалии" одна местная жительница рассказала, что, несмотря на запрет религии в Советское время, ее семья продолжала молиться прямо у себя дома. "Мы были единственными мари в деревне. Но нас защищали и покрывали соседи – они не рассказывали никому, что мы молимся, а мы не говорили, что они совершают православные моления. Мой отец был юмотан (с марийского "друг бога", человек, который мог проводить семейные моления в любой марийской семье) и коммунист одновременно", – рассказала женщина.
 
 
Специальные люди следят за временем приготовления жертвенного мяса.
Православие и язычество среди мари перемешались настолько сильно, что преобладающая часть мари, которая ходит в рощи, также молится и по христианским обычаям. Мари рассказывают, что именно так удалось найти компромисс.
 
– Мари всегда обращались к своим богам, даже во время христианизации. Часто делали это ночью, но никогда не забывали своих богов, – рассказывает Галина Ласточкина, пресс-секретарь Верховного карта Марий Эл. – Сейчас проходит своеобразный период становления – во многих местах начинают возрождаться моления в рощах. Мы свою веру никому не навязываем. Не говорим, что если ты мари, то ты обязательно должен быть частью этой религии и приходить на моления. Это со стороны канонов – это только воля человека. Если человек хочет прийти на моления – он делает это, если хочет в церковь – идет туда.
 
 
ДО МОЛИТВЫ
Сутра каждый мари, просыпаясь, готовится к молению. Он не только омывает свое тело, но и душу, мысли. Потом он идет в священную рощу. С собой он приносит приношение – гуся или утку, если это жертвоприношение, или хлеб со свечей, блины, крупы. В хлеб вставляют монетки или свечу для того, чтобы отблагодарить бога. Также приносят полотенца или рубашки – в зависимости от того, какая часть тела болит у человека.
 
 
Дерево, где расположен главный костер в честь верховного марийского бога.
Журналистов обычно на моления не пускают – так не положено. Но для нас сделали исключение, предварительно рассказав о некоторых тонкостях. Во-первых, никогда нельзя во время моления вставать перед картами и фотографировать их в анфас. Во-вторых, нельзя перемещаться во время молений между кострами – нужно заранее выбрать место. В-третьих, нельзя фотографировать кровь. Кроме того, нужно дать приношение одному из богов. В нашем случае – это были деньги для главного бога мари.
 
Подготовка к молениям начинается утром. У каждого из пяти священных деревьев на молениях стоит специальный стол, к которому мари несут подношения – хлеб, блины, птиц, крупы и деньги. Помощники картов занимаются тем, что подготавливают все эти подношения для богов. Не все отдают божествам из того, что приносят люди. Из хлеба, например, вырезают верхушку. Она – богу, остальное – людям. У гусей и уток отрезают крылья, головы и лапы – для бога. На деревянные подносы кладут головы лапы, крылья птицы и немного крупы. Остальное отправляется людям для готовки.
 
Сначала мари подают, потом просят. Нужно сначала принести подношение, а потом уже просить обо всем мирском и не только.
 
У каждого священного дерева разведен огромный костер. На нем в больших котлах готовят похлебку и другие блюда для молений. В первую очередь, варят уток и гусей. Потом их разделывают и отделяют кости от мяса. Кости отправляются прямо в огонь, а мясо – снова в котел. Там к нему потом добавят хлеб и крупы. Из крови жертвенных животных мари делают своеобразные котлеты, смешанные с крупами. Крупы разные – кто что принес. Потом котлеты варятся в бульоне и разрезаются на кусочки, снова отправляясь в котлы с мясом.
 
 
Приготовленное мясо птицы отделяют от костей для дальнейшего приготовления. Кости пойдут в бульон.
Несколько часов вокруг костров кипит жизнь: женщины разделывают мясо и готовят котлеты, мужчины следят за котлами и колют дрова. Кстати, рубить деревья в священной роще запрещено, поэтому к молениям дрова специально привозят из других мест. Есть и те, кто отвечают за чистоту в роще. Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была. Поэтому остатки крови от жертвоприношения тщательно выскребают из затоптанного снега.
Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была
Среди собравшихся марийцев в основном люди среднего и старшего возрастов. Молодежи очень мало. Мари говорят, что младшее поколение мало интересуется историей и традициями родного края и народа.
 
 
На больших молениях располагаются сразу несколько больших костров, в честь разных богов. Служба около них происходит не параллельно.
 
Но есть и те, кто пытается возрождать интерес в рядах сверстников. Так, молодой человек, пришедший на моления, представился членом Союза марийской молодежи "У Вий" и рассказал, как сейчас идет работа в Марий Эл и в других регионах.
 
– Мы стараемся возрождать те рощи, в которых давно не проводятся моления. Рощи нужно подготавливать, мы это делаем. Ездили недавно в Нижегородскую область, там много мари живет. В планах регистрировать там свою религиозную ячейку. Местная администрация была против, чтобы мы там моления устраивали, но мы смогли собрать молодежь мари и провели. Молодежь есть, главное сейчас – сохранить марийскую веру. Если мы ее сохраним, мы сможем сберечь и марийский язык, и марийскую культуру, традиции и историю. Религия – это стержень национального самосознания, основа всего марийского мира. Много людей сейчас приезжают к нам и изучают нашу культуру, язык и религиозные традиции, – рассказал он.
 
 
МОЛЕНИЯ
Около 14 часов процесс приготовления пищи окончен, и мари начинают собираться у костров. Каждый решает, какому богу он будет молиться. Кто для себя это решить не может, просто во время молитвы перемещается от костра к костру.
 
 
Когда основные приготовления завершены слово берет карт. Слова молитвы каждый раз придумываются заново до моления.
Карты облачаются в белую одежду. Летом в национальных белых одеяниях и обычные участники молений, но сейчас почти зима. Моления начинаются с главного костра, посвященного боту Тум Юмо. Как только собравшиеся начинают читать молитву, начинается снег. Он хлопьями опускается на головы и тела собравшихся. Мари сидят на коленях и, чтобы не замерзнуть, заблаговременно подложили под ноги еловые ветки или плед.
 
Как только верховный карт – Александр Таныгин – начинает молитву у главного костра, с разных сторон начинают слышаться голоса других картов и их помощников. Карты стоят прямо перед жертвенным столом, остальные – за костром, обращенные лицом к священному дереву.
– Земля – это все для нас. Это соль и хлеб нашего существования. Во время молений мы стараемся и просим для всех, не только для мари. Моления они и для татар, и для чуваш, и для русских, и для христиан и мусульман. Хоть африканцев. Нам нет разницы.
 
Молитва длится не более часа. Кто-то из картов заканчивает раньше, и еще во время молитвы у других костров слышно, как звенит посуда. Сразу после молитвы мари едят. Еда после молитвы – важная процедура. Особенно интересно, как после того, как они, выстояв в очереди с ведрами, тазами, тарелками и даже ведерками из-под майонеза, начинают расходиться по роще, чтобы съесть приготовленное.
 
 
Хоть большинство пришедших на моление представляют старшее поколение, встречаются и молодые люди, пришедшие с семьей или, что реже, полностью по своей инициативе.
 
 
Источник: сайт Idel.Реалии