Вспоминаю своё школьное детство. Если температура наружного воздуха опускалась ниже определённых значений, то местное теле- и радиовещание, в первую очередь, сообщали о решении органов власти отменить учебные занятия в школах. Информация повторялась неоднократно, в том числе экстренными выпусками, с целью её доведения до самых широких кругов населения. Если в семье новость не слышали, соседи скажут. Январские морозы, установившиеся в Кировской области в первые дни второго учебного полугодия, редкие даже для нашего края - под сорок. В СМИ мелькают сообщения, чтобы жители без лишней надобности на улицу не выходили. А вот о школьниках почему-то никто не вспомнил. 

Правда, на сайте администрации областного центра появилось напоминание, что в сильные морозы занятия "могут быть отменены", приводились данные, при каких условиях это обычно происходит (- 25 и ниже - для учеников начальных классов, - 30 и ниже - для учащихся 5-9 классов; - 35 и ниже - для всех классов). И вот наступил день 9 января, понедельник, утром - 36, по области до - 42, и никакой речи о реальной отмене уроков. Конечно, по существующим требованиям родители вроде сами определяют, отправлять им ребёнка в школу или нет. Детские сады ведь тоже работают. Другое дело, что родители сопровождают ребёнка до детского сада и сами забирают его оттуда. В школу же, чаще всего, дети и подростки идут самостоятельно, сотни ребят пользуются услугами школьных автобусов и общественного транспорта, ждут на остановках, и кто знает, что с ними может случиться в жестокие холода? Многие родители опасаются, что пропуски приведут к каким-либо негативным последствиям, и отправляют детей в школу, чего бы не сделали при наличии централизованного оповещения. 

Вчера мы с дочкой всего минут пять стояли на остановке, так она стала жаловаться, что очень замерзла, нам пришлось прыгать, чтобы согреться, потребовалось растирать ей побелевшие щёки. Хорошо, что у нас по календарному графику каникулы до среды. А в ряде учебных заведений, занимающихся по триместрам, сегодня начались занятия. Коллега позвонила - у них из 200 учеников на уроки пришли 14. Значит, здравый смысл ещё не отказывает нашим гражданам, когда речь идёт о здоровье их собственных детей. В 90-е годы учителя в таких случаях записывали в классные журналы "Актированный день", а вот теперь - тему, потому что официального документа, разрешающего отмену уроков, не имеется. 

Почему так происходит, хотя от множества ведомств на всех уровнях мы постоянно слышим слова о заботе по поводу здоровья подрастающего поколения? Вот была элементарная, в общем-то, забота на деле, и вдруг она исчезла. И не понять, почему. Чиновников, по-моему, меньше не стало, чтобы некому было поручить простую обязанность. Нередко в таких ситуациях, когда позиция вышестоящих органов управления не является ясной, они вспоминают о самостоятельности школ. Мол, они рекомендовали, а школы вправе сами отменить занятия. Однако в условиях наблюдающегося сегодня жёсткого администрирования, директивного стиля руководства в системе образования, это воспринимается своеобразным уходом от ответственности. Отменить занятия администрации школы, наверное, легко и порою необходимо (например, карантин во время эпидемии, какие-то чрезвычайные происшествия), но как потом доказать многочисленным проверяющим, что это произошло обоснованно - внутренние приказы их ведь мало убеждают?

Оригинал