Университеты мира поставили на поток производство обладателей PhD дипломов, не оглядываясь на рыночный спрос. Иначе говоря, продажа иллюзий имеет свою логику. Кроме того, продается возможность интересной жизни без экономических гарантий.

Недавно в Германии умер мой знакомый социолог, которого его коллеги характеризовали как одного из самых образованных специалистов в этом регионе. Однако он никогда не имел постоянной работы, всю жизнь работая на срочных контрактах, то заменяя кого-то, то подключаясь к какому-то гранту, о сидя в ожидании нового предложения. Правда, ему повезло и с бедностью он не столкнулся, т.к. ему досталось какое-то неплохое наследство. 
Другой знакомый социолог в США, защитился в одном из наиболее престижных университетов, но работу, соответствующую своей квалификации не нашел. Много лет перебивался случайными заработками или работой, не требующей его квалификации. И лишь приблизившись к пенсионному возрасту, нашел работу по специальности, но нестабильную и с непонятным материальным статусом.

Такая же картинка и у нас: молодые кандидаты уходят в жизнь с сомнительными шансами найти работу, соответствующую их квалификации. Они уходят в жизнь на фоне разворачивающихся в российских университетах сокращений штатов. 

Британский журнал The Economist (Dec 18th, 2010) приводит данные о дисбалансе на рынке PhD. В США в период с 2005 по 2009 г. было подготовлено более 100 тыс. специалистов со степенью PhD. В тот же период в стране открылось всего 16 тыс. новых преподавательских вакансий. Даже в Канаде, где программы PhD гораздо скромнее по масштабам в 2007 г. было выпущено 4800 чел. при наличии 2616 новых мест.

Исследование в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) показало, что через 5 лет после защиты диссертации PhD не имели постоянной работы более 60% выпускников в Словакии, более 45% в Бельгии, Чехии, Германии Испании. Около 1/3 обладателей таких степеней в Австрии работали на местах, не требующих такого образования, в Нидерландах этот показатель составил 21%, в Германии — 13%.

Производство людей с избыточным образованием - противоречивый факт. С одной стороны, на академическом рынке создается конкуренция, позволяющая повысить качество отбора на места в университетах, предполагающих высокий профессиональный уровень. С другой стороны, люди, вкусившие интеллектуальные игры в поле науки, обречены на разочарования, когда им приходится работать там, где не нужны ни творческие способности, ни углубленное знание какого-то научного предмета.

Оригинал