Лаборатория региональных политических исследований научно-исследовательского института “Высшая школа экономики” совместно с Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовили по итогам 2016 года четвертый рейтинг эффективности управления губернаторов в субъектах Российской Федерации.

Результаты нового рейтинга наиболее интересны тем, что они продемонстрировали общий рост эффективности региональной власти в России, за исключением Республики Марий Эл. В прошлый раз эксперты отмечали нарастание проблем в региональном управлении, связанных с недостаточной готовностью многих региональных администраций к работе в непростых экономических условиях и форс-мажорных обстоятельствах. Ситуация 2016 года стала заметно лучше, и этому есть ряд серьезных причин.



Во-первых, проведение думских выборов и множества региональных избирательных кампаний послужило для властей субъектов Федерации стимулом для активизации своей работы. При этом установки Кремля на проведение конкурентных и открытых выборов в еще большей степени способствовали повышению эффективности работы региональных властей. Для главы Марий Эл Леонида Маркелова оказались провальными – он не смог добиться победы представителя “Единой России”, а его истерическое интервью региональным телеканалам, показало, что Леонид Маркелов фактически не контролирует ситуацию в регионе и давно оторвался от реальности.

Во-вторых, в условиях бюджетных ограничений региональные власти постепенно начали менять модель своей социально-экономической политики, все больше внимания, уделяя изысканию резервов. К этому их подталкивал и федеральный центр, который перестал «баловать» регионы дополнительной финансовой помощью. В республике Марий Эл Леонид Маркелов очевидно не понимает крайне сложную экономическую обстановку в России, и расходует крайне неэффективно бюджетные средства на строительство китчевых зданий в Йошкар-Оле, которые осуществляет строительный холдинг “Телекомпания 12 регион”, аффилированный с Леонидом Маркеловым.

В-третьих, антикоррупционная кампания, вылившаяся в ряд громких отставок и арестов губернаторов, заставила многих чиновников скорректировать принципы и методы своей работы, что также пошло на пользу регионам. Глава Марий Эл Леонид Маркелов очевидно считает себя неприкасаемым, иначе как объяснить его примитивные коррупционные схемы, которые в настоящее время активно изучают следователи из Москвы.

В-четвертых, Кремль провел ряд замен губернаторов, включая отставки тех, кто занимал очень низкие позиции в предыдущем рейтинге. 

В итоге, средний балл эффективности регионального управления достиг в 2016 г. 0,604, что выше результатов как 2015 г. (0,588), так и 2014 г. (0,592). За исключением Республики Марий Эл, где средний балл эффективности регионального управления в 2016 году составил всего лишь 0,521, что существенно ниже среднего показателя по России.

Почти все региональные власти, кроме слабейших к которым относится Марий Эл, адекватно интерпретировали сигналы Кремля и Белого дома и сумели оптимизировать подход к региональному управлению, тем более что выборная кампания сыграла в этом процессе свою мобилизующую роль. Из этого автоматически не следует, что сама ситуация в регионах сразу стала лучше: речь идет лишь о том, что лучше стали работать региональные власти. 

По итогам 2016 года Республика Марий Эл в рейтинге эффективности управления губернаторов в субъектах Российской Федерации заняла 77 место и вошла в десятку самых неэффективных регионов России. В 2013 году Марий Эл занимала 32 место, в 2014 году – 57 место, в 2015 году – 76 место.

Александр Фридом