Продолжаю штудировать "Казанские губернские ведомости", и попалось мне любопытное:

"Но позднейшие (По отношению к летописцу Нестору. - К. С.) хронисты и в этом случае были гораздо смелее и сочинили о черемисах сказку, нелепость которой очевидна тотчас и только в XVII столетии могла показаться правдою, учёным домыслом. По этой сказке выходит, что вскоре после Александра Македонского в Сидерех (?), где обитали мордва и черемисы, княжили два брата Диюлель и Дидилад, которых они признали богами за то, что они научили их пчеловодству" (Артемьев, А. Очерк истории черемисов / Артемьев // Казанские губернские ведомости. – 1848. – № 21. – Часть неоф. - С. 176).

Первая мысль была: бред какой. Диюлель и Дидилад! Смешно. 

Полез в старика Карамзина. Нашёл это место в "Примечаниях к первому тому «Истории государства российского»":

"В Сидерех же (σιδηρα?), или в Мордве и в Черемисе, княжили тогда два брата, Диюлель и Дидилад, которых язычники назвали богами за то, что они научили их пчеловодству" (Карамзин, Н. М. История государства российского // Полное собрание сочинений. - Т. 1. - М., 1998. - С. 312).

Точно: Диюлель и Дидилад!

При этом в Указателе имён: "Диюлель, легенд. мордовский кн.", а "Дидилад, легенд. черемисский кн." (с. 517). О как!

Ищу дальше и нахожу этих товарищей в "Сказании о Словене и Русе и городе Словенске" из "Хронографа" 1679 года: 

"В Синдерех же тогда княжаху два брата, единому имя Диюлел, а другому Дидиядакх (Вариант чтения: Дидилад. - К. С.), невегласи боги их тогда нарицаху за то, иже пчелы им налезоша и борти верх древия устроиша" (Хронографический рассказ о Словене и Русе и городе Словенске // Полное собрание русских летописей. - Т. 33. - Л., 1977. - С. 141).

Всё то же самое, только без черемис.

Вот и возникает вопрос: а к Карамзину-то марийцы как затесались?

Оригинал