Читаю - отрывками - письма Фиделя Кастро из тюрьмы и опять невольно задаюсь вопросом (тем же, которым задавался и раньше по поводу французских революционеров, Ленина, Сталина, Берии...): почему эти люди, говорившие о благе народа и (вероятно, в различной степени, по крайней мере, в начале политического своего пути) стремившиеся к достижению оного, в итоге добивались... скажем так, несколько иного результата? 

Они были изначально неискренни? Ожесточались в процессе? Вынуждены были ожесточиться? Настолько страстно вожделели блага народа, что ради него готовы были уконтропупить сам народ? Действовали, как могли, наилучшим, с их точки зрения, образом в тех, данных историей, обстоятельствах?

Ну не могу я поверить в обезумевших кровавых диктаторов-маньяков! 

...И возникла у меня аналогия с врачами, врачами-учёными, врачами-хирургами... Вспомните, как работали военные хирурги до изобретения антисептиков, перевязочных материалов и хлороформа! Хирург (в те же времена Пирогова) входил в операционную палатку - и оттуда неслись вопли и стоны, очумевшие солдаты (за неимением санитаров) тазиками выносили отрезанные руки-ноги... А потом - барак для раненых, вонь заживо разлагающихся тел, мучительная смерть от гангрены...

Те хирурги что, тоже безумные кровавые мясники? Нет, конечно. Они делали, не жалея себя, что могли во благо страждущих - и в соответствии со знаниями и технологиями своего времени. Ну не умели раньше по-другому!

А вспомните, как лечили ещё совсем недавно, в тех же САСШ, ртутью! Ну и что, что пациент в результате такого лечения медленно и благодарно угасал...

Так и здесь. И большевики, и Фидель тоже приняли пациента (страну) не вполне здоровой, можно сказать, агонизирующей - и прибегли к экстренному хирургическому вмешательству. Полетели руки-ноги... Горе-врачи? Возможно. Несовершенство, так сказать, социальных технологий. Ну, покажите как надо, изобретите - я уж не говорю антисептик - хотя бы бинтик! Что, не получается? Ну, то-то же.

Пациент жив - и слава Богу!

Хотя Viva Cuba! тоже кричать как-то не хочется. Не тот случай.

Оригинал