Адреса, ставшие последними для посмертно реабилитированных Тагезина Александра Ивановича, Милковского Ивана Антоновича, Никольского Виктора Васильевича, Короля Александра Васильевича, Мазурова Александра Романовича теперь отмечены информационными знаками Фонда Последний адрес. Жители города Orël , проходя мимо фасадов дома 51 по ул.Московской, 10 по ул.Ленина, 27 по ул.1-Пушкарной, 66 по ул.Медведева, 27 по ул.Салтыкова-Щедрина будут узнавать о тех, кто во второй четверти прошлого века здесь жил вплоть до ареста, пока не попал под беспощадный молох преступного режима.
Самое главное – знать и помнить об этой трагедии.

И я хочу признаться в любви и поблагодарить тех, благодаря кому состоялось сегодняшнее событие, людей, которые занимаются великим делом – возвращают память о невинно убитых соотечественниках. А это:

Serguei Parkhomenko Сергей Борисович Пархоменко – автор идеи проекта, фактически его Отец, человек на которого хочется равняться. Маяк, который светит в потемках этого мрачного времени и спасает наши души. Спасает всех нас от беспамятства и дает шанс каждому сделать очень важный шаг навстречу гражданской сознательности, который помогает как-то справиться с той болью, которую вызывают страшные, чудовищные истории о судьбах простых людей, уничтоженных бессердечной государственной машиной.

Никита Соколов Никита Павлович Соколов – активист мемориального движения, председатель Совета Вольного исторического общества, прибывший в Орел, чтобы установить памятные таблички. Вдумайтесь, ведь это удивительное дело: известный историк, заместитель по научной работе в Президентском фонде Бориса Ельцина, человек занятый и посвящающий всего себя умственному труду проделывает немалый путь, что бы своими руками привинтить знаки с именами погибших полвека назад людей. Кто не встречал за свою жизнь настоящих альтруистов и энтузиастов, мог их сегодня увидеть (сочувствую тем, кто упустил такую возможность, потому что даже воздух рядом с такими людьми кажется яснее и чище и от того становится легче и свободнее дышать).

Низкий поклон всем сотрудникам Фонда, которые направляли и наставляли меня как слепого котенка на всех этапах предшествующих оформлению заявки. Отдельное спасибо Ирине Стырикович, Елене Висенс, Марине Бобрик, Екатерине Елпатьевской.

Получив важный для себя опыт, могу и готова им поделиться с новыми заявителями в Орле.
Георгий Саркисян Георгий Степанович, спасибо Вам за реальную помощь! Вы поддержали меня сразу и безоговорочно, мотались со мной по городу. Если бы не Ваша поддержка, я бы одна не справилась с задуманным.
Alexander Lezhepekov Александр Борисович, спасибо за то, что поддержали движение, благодаря Вам мы смогли оплатить изготовление нескольких знаков!

Спасибо всем, кто вложил свою лепту и как-то поучаствовал в реализации проекта”Последний адрес” в Орле. Благодаря таким людям как Вы, я окончательно еще не превратилась в мизантропа.
Кононыгина Татьяна Татьяна Михайловна, спасибо Вам за ту работу, которую Вы проводите в обществе “Знание” (где, кстати, несколько лет назад с лекциями о поэтах выступала моя прабабушка), за Камни преткновения, установленные благодаря Вам в Орле, и за то, что приютили нас сегодня.
Спасибо вам всем!!! 

Спасибо всем, кто сегодня, несмотря на холод, пришел и поддержал установку пяти памятных знаков! У нас получилась дружная команда.

Можно было бы поставить точку, но …
День сегодня был непростой.
Начинался он хорошо, с презентации проекта “Последний адрес”, которую провел Никита Соколов и подробно рассказал о сути мемориального движения и истории его развития.

Сергей Иванович Милковский, сын репрессированного журналиста Ивана Антоновича Милковского, специально приехавший с племянниками из Москвы, поделился воспоминаниями о тяжелых годах своего безотцовского детства и судьбе своего папы. Сколько раз он уже все это рассказывал и своим детям, и журналистам, которые брали у него интервью как у известного инженера-конструктора, дважды лауреата государственных премий, и на встрече, организованной в орловской областной библиотеке им.Бунина, но и сегодня не мог сдержать слез, когда повторял брошенную на прощание фразу отца “Справедливость восторжествует”.

Мариэтта Чудакова Мариэтта Омаровна Чудакова – член Европейской академии, известный литературовед, профессор Московского литературного института, - поддержала инициативу установки первых памятных знаков не только словами, но и своим присутствием.

Как видите, сложилась у нас прекрасная компания.
Но так показалось не всем, судя по тому, что дополнить ее решили наряды сотрудников правопорядка и ФСБ. На место установки первого знака они прибыли даже раньше, чем мы. Причем в разных районах своим вниманием награждали нас разные группы полиции. С каждым последующим адресом появлялись служащие, звания которых были все выше и выше (до генералов, правда, не дошло). Вот так, параллельно с конвоем мы передвигались по родному городу.

Если бы сегодня журналисты местных СМИ (телевизионщики и орловские информационные агентства) не струхнули - чего только не понятно – оказать честь нам своим визитом, то репортаж их вполне мог бы называться “Орёл как лакмусовая бумажка психического здоровья современной России или Полицейское государство”.

“Вы находитесь на территории Российской Федерации” – этими словами сотрудник полиции в очках аргументировал свои требования дать объяснения по поводу согласованной с собственниками частного деревянного дома практически в частном секторе установки информационного знака памяти Никольского Виктора Васильевича. Следует ли понимать, что эта фраза должна быть объяснением для всего, что происходит в стране?
Ладно бы если люди в форме (и еще некоторые представители иных ведомств в штатском) не мешали нам, так ведь нет же, им нужно было писать объяснительные, показывать разные бумаги.

“Понимаете, служба…”. - Понимаете, раньше тоже так говорили, например, сотрудники НКВД, что служба у них такая.
Не скрывали, правда и то, что это “губернатор беспокоится”.
Вместо того, чтобы постоять со своими товарищами рядом и подумать о тех, кому мы сегодня устанавливали знаки, внимание и время растрачивалось на общение с сотрудниками полиции.

Из-за них я пропустила, как Сергей Иванович поцеловал табличку с именем отца…
И из-за них Сергей Иванович поедет домой не с легким сердцем, а с тяжелой головой, потому что вся эта ситуация была мягко говоря нелепой и некрасивой.

Фотографии Олега Мамошина

Оригинал