На Соловках есть улица священника Павла Флоренского, сидевшего в Соловецком лагере. Священника, сидевшего в БамЛаге и на Соловках, а расстрелянного под Ленинградом, в Левашовской пустыни, на заре девяностых его признали полезным pr-образом: улица в его честь на Соловках, памятник в Сергиевом Посаде... Между тем, Флоренский не скрывал своего антисемитизма, поддерживал черносотенцев, был близок к Розанову, другому широко известному антисемиту и черносотенцу. Сотрудничал с большевиками, был знаком с Троцким, разочаровался в большевиках и ударился... в фашизм, за что и был арестован. Знаю, скажут, что это обвинение было надуманным, и поэтому Флоренский - "жертва репрессий". Я бы согласился, но сидя в БамЛаге на должности математика в научном отделе (не на лесоповале, нет... Кстати, на Соловках он тоже лес не валил - вёл научную деятельность) Флоренский написал труд "Предполагаемое государственное устройство в будущем", где изложил основания для построения фашистского строя. И не оставлял своих взглядов влоть до расстрела. Какая ирония: "выдающийся философ и богослов", "жертва репрессий", "русский Леонардо", герой "православной" тусовки - обычный фашик... Цитаты:

- Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания и прочая многоголосица не смогут вывезти человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идёт не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего ещё нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого склада.

 - Это лицо на основании своей интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество. Ему нет необходимости быть ни гениально умным, ни нравственно возвышаться над всеми, но необходимой является гениальная воля, — воля, которая стихийно, может быть даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, ещё не обозначенной в истории.

- Как суррогат такого лица, как переходная ступень истории появляются деятели вроде Муссолини, Гитлера и др. Исторически появление их целесообразно, поскольку отучает массы от демократического образа мышления, от партийных, парламентских и подобных предрассудков, поскольку даёт намек, как много может сделать воля.

- Все права на власть, избирательные (по назначению), — старая ветошь. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право — сила гения, сила творить этот строй.

- И как бы ни назывался подобный творец культуры — правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что перед нами живое явление творческой мощи человечества».

Оригинал