Такая развязка на выборах президента США лично для меня не стала неожиданностью. Я  не раз писал о проблемах и угрозах в случае победы Дональда Трампа. Его шансы считал высокими по многим мотивам. В том числе таким: опросы давали небольшой перевес Клинтон, но  когда борются два кандидата, один нормальный с точки зрения системы, а второй  ненормальный, демагог и популист, это опросы неточны. Не потому что сфабрикованы, а потому что многие сторонники экстравагантного претендента стеснялись признаться в своих взглядах. Оттого и такая разница опросов и итогов голосования. Ярко это проявляется в России относительно ЛДПР, а Трамп это американский аналог Жириновского. Опросы говорили, что ЛДПР имеет 5-7 процентов, что она на грани непрохождения в думу, но она всегда уверенно перешагивала барьер, набирая 10-12-14 процентов. Так что психология американского обывателя  мало отличается от российского.

Российская пропаганда раскритиковала американскую избирательную систему с коллегией выборщиков. Но если бы голосование было по российским законам, то есть всеобщее, победила бы Клинтон, за нее  чуть больше избирателей. Но не в этом дело.

Победа Трампа вызвала бурю восторга  российских  политиков. Вообще у нас уже стало  традицией радоваться победе любого нового президента Америки и поражению старого. Еще когда в 1980-м  Джимми  Картер уступил Рональду Рейгану, в Политбюро ЦК КПСС радовались, что было видно по комментариям в «Международной панораме». Но ведь «желанный» Рейган и сокрушил Советский Союз. Радовались восемь лет назад приходу Барака Обамы назло Джорджу Бушу-младшему, а теперь уже следующий стал люто ненавидимым. Таких примеров можно привести массу.

Хотя возможно, что Россия демонстративно поддерживала Трампа с целью обратного результата, чтобы американцы выбрали Клинтон. Наверняка и в Кремле не ожидали такого исхода. Клинтон выгоднее была бы российской власти. Чтобы у России был враг, причем злейший, тогда против него легче было бы    сплотить народ, а значит удержаться у власти, враг, на которого можно будет вешать вину за все свои провалы. А теперь враг вдруг исчез. Образовался некий вакуум.

Победа Клинтон была выгоднее путинскому режиму также и потому, что если бы она победила, то можно было бы обвинить власти США в фальсификациях выборов, демонизировать американскую демократию, объявить ее исчадием ада, так сказать морально убивать. И на этой истерии сплотить антизападный тренд внутри России.  Наши СМИ сообщали, что там много голосующих досрочно, намекая на нечистоту кампании. Но победил Трамп и теперь о фальсификациях трубить просто бессовестно.

То, что произошло, это и есть демократия, – непредсказуемость итогов голосования. Америка демократическое государство. Это в России и СССР всегда все знают, как закончатся выборы, которые выборами не являются. Когда есть «единственно правильный кандидат», у которого сто процентов поддержки. В Америке до последней минуты не знали, кто победит, А у нас знают победителя за несколько лет до выборов. Хотя куда там несколько? – за десятки лет, а в советское время все 70 лет знали, кто наберет больше всех голосов.

В комментариях очень часто сравнивали итоги выборов с революцией.  Некоторые особо страстные антиамериканисты приводят параллели  с 1917-м годом, намекая, что Трамп это американский Ленин, и что гражданская война не за горами. Сколько раз употребили слово «раскол" применительно Америке. Это явный перехлест. Раскол есть между Трампом и Клинтон, но не в обществе.  Действительно, в радикальной смене элит присутствует революционный процесс. Смена элит это как циркуляция крови в сосудах организма.  Произошла встряска системы. А это значит, что политический процесс жив. Это в России вечная мерзлота.

Это никакая не революция в Америке. Это в России революция. В России невозможно сменить элиты кроме как через революции.

Любые выборы в демократиях, приводящие к смене одной власти другой – всего лишь встряска, микрокризис,  в крайнем случае микрореволюция.  Но не революция с «прелестями" в виде штурма Зимнего и гражданской войной. Штурмы с гражданской войной – это наше, отечественное.

Смена власти это нормальный процесс. Это как циркуляция крови в сосудах организма.

А факт того, что Трамп – несистемный политик. Вряд ли он в силах разрушить систему. Внести новую струю в нее, подкорректировать – да, но разрушить вряд ли. Система всегда сильнее лидера, каким бы харизматичным и крутым он ни был.

 

Это яркое доказательство преимущества западной демократии. Там можно заменить власть путем выборов. В России это невозможно. В России власть можно заменить только путем революций. По одной причине, других вариантов просто не остается.

Если употребить термин «революция» применительно к победе Трампа, то она не социальная, а элитная. Радость российских реакционеров и ретроградов, потирающих руки в предвкушении революционных бурь, безосновательна.  Они должны наоборот огорчаться. Потому что Россия – страна запаздывающего, догоняющего политического развития, отставания в модернизации. Все то, что происходит на Западе, со временем, через какое-то, приходит в Россию. М здесь совершается, причем в худшем варианте и с гораздо большими негативным эффектом.  В 19м веке во всех странах Европы происходили революции, а в России наблюдалась тишина,  русский царизм закрутил гайки до предела и торжествовал, потирал руки,  у них шумят, зато у нас тихо. А потом, в начале 20-го века революция пришла  в Россию, гораздо более страшном варианте. Т.е. процесс догоняющего развития догнал Россию. Так что, если сегодня смена власти произошла в Америке, это прецедент, значит завтра смена власти произойдет  в России. Тогда Путину мало не покажется.

Победа Трампа ускоряет темпы политических процессов в мире. Если его приход назвать революцией, то последствия будут глобальными. Вряд ли от этого путинский режим выиграет. Ускорение политических процессов ускоряет и уход Путина и его камарильи. Так что я могу предположить, что в Кремле желали победы Клинтон. Она символизировала бы статус-кво, некий застой. А это в интересах российского авторитаризма.

Итоги выборов в США обязательно повлияют на следующую президентскую  кампанию в России. Если можно заменить старую отжившую власть команды Обамы-Клинтон, то можно будет заменить и команду Путина. Это прецедент, пример для подражания.

Смена власти на Западе и в США происходит в форме выборов, а в России – в форме революции.

О Трампе говорят как об изоляционисте, что он будет заниматься только внутренними американскими делами, игнорируя внешнюю политику. Но вряд ли так будет. Он не сможет отказаться от важнейших тем международных отношений. Но так в них он вообще не разбирается, даже хуже чем те президенты, которые путали Бразилию с Боливией, то это будут делать другие.  Следует ожидать динамики политических изменений в мире. Поэтому  Америка не станет проводить политику изоляционизма.

Трамп не понимает ничего не только в международных делах, но и в политике. Он меряет все деньгами, потому что бизнесмен. Но политику так делать нельзя. Поэтому возможно, он будет неким символом, а управлять будут другие. Как например, Ельцин, что-то бурчал перед телекамерой, а реальную политику делало окружение.

Вряд ли новый президент будет выполнять то, что он обещал, признать оккупацию Крыма, снять санкции с России, уступить Путину все что тот пожелает. Кто-то из прокремлевский размечтался до того, что видит в  Трампе уже  нового Горбачева, что он начнет перестройку американского розлива, сдаст России всех своих союзников, как сдал Горбачев, распустит НАТО, как распустили Варшавский договор. Одним словом, совершит все «прелести» аналогичные советской перестройке.

Политическая система в США выстроена так, что лидер не является самодержцем, он ограничен законами, существуют принцип сдержек и противовесов в лице вице-президента, Конгресса, штатов, партий, в т.ч. его, трамповской,  Республиканской партии, значительная часть которой выступила и голосовала против своего «лидера".  А я бы на всякий случай провел реформу политсистемы, еще больше ограничил полномочия президента, упростил процедуру импичмента, расширил возможности Конгресса и штатов.

Политолог Алексей Малашенко высказал желание, что неплохо было бы, чтобы и в России появился свой Трамп. А может ли такой человек появиться у нас? Безусловно, может, только он не сможет победить. Административный ресурс, который применялся против антисистемного кандидата в США – это пустяк в сравнении с теми методами, которые применяются в России. В США все-таки есть независимые от власти СМИ, телеканалы, есть разделение ветвей власти, разделение элит, если хотите раскол в положительном смысле. Многие во власти поддерживали Трампа, многие губернаторы были за него. Может ли быть такое в путинской России? Если какой-нибудь губернатор вдруг поддержал лидера оппозиции, он оказался бы в соседней с Гайзером в камере.

Если бы такой, как Трамп выдвигался в России на пост президента, против него работала бы вся государственная машина, пропаганда очернила бы его так, что белого места не осталось, Митинги в поддержку кандидата запрещались бы, сторонники подвергались аресту. ЦИК нарисовал бы «российскому Трампу» для видимости несколько процентов, а сам оказался бы в лучшем случае в тюрьме, в худшем разделил участь Бориса Немцова.

В-общем, такой как Трамп феноменом российской политической жизни стать не может. Даже если бы настоящий Дональд Трамп вдруг из американца превратился в россиянина, его продвижение наверх пресекли бы на первом этапе, в зародыше. Репрессивная машина «закрыла" бы его сразу, как только он появился бы на политической авансцене.   Потому что Россия – это отстойник авторитаризма, где власть путем выборов сменить невозможно. Эта власть меняется только по итогам революций, которые вспыхивают тогда, когда система приходит к разложению и загнивает насквозь.