В информационное поле произошёл очередной/откровенный (санкционированный сверху) «вброс» о начале нового витка «обсуждений» слияния регионов нашей необъятной страны. Государственные стратеги по внутренней политике желают не просто «интеллектуально “покалякать”» в различных экспертных клубах (большинство из которых никто не знает и весомого авторитета у них попусту нет), а сделать всеобъёмлющий и реалистичный замер реакции политических сил, финансово-промышленных группировок, региональных элит, местечковых кланчиков и общества, в целом (уверен, чуть позже привлекут социологов или хотя бы проведут закрытые опросы ФСО). Конечно, впоследствии к каждому субъекту РФ выработают индивидуальную «дорожную карту».

Повторюсь, настрой крайне серьёзный — не поговорить, помечтать, сделать умное лицо и помахать руками. Конкретно — внести дополнительный пункт аж во всероссийскую повестку дня и спровоцировать соответствующую дискуссию. «Засыпка» пошла от известно-пресловутого Фонда «Петербургская политика» (подождите, их потихоньку начнут хором отражать), чьи аналитики «неожиданно» освежили тактику, актуализировав проблематику веским экономическим подходом с доказательной базой, против которой уже сложно что-то возразить (то есть политический характер сменился финансовой целесообразностью). Фактура выглядит так: для справедливости и всеобщего благосостояния сильные помогут слабым (бедных/неустойчивых присоединят к богатым/стабильным). Причём «пульсация», как видно, учащается.

В начале второго квартала 2016 года Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости «перекройки карты регионального плана» для улучшения жизни россиян. По её словам, сегодня «есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы», и чтобы их жители не страдали от этого, такие субъекты нужно объединять с экономически сильными соседями… Она «крикнула», за ней повторили, народные массы пошумели, потом быстренько «замяли» — ибо совсем не стоит резонировать и лишний раз нагнетать перед (тогда) предстоящими выборами в Госдуму Российской Федерации VII созыва. Это неоправданные риски.

Но никто ничего в «дальний ящик стола не засунул» и после выборов, в начале ноября (то есть на днях) «страшный сон» вновь торжественно вернулся, что свидетельствует о напоре и далеко идущих планах по укрупнению субъектов РФ. Множество статусных (и не очень) СМИ волну лихо подхватили (и каждый по-своему увеличил её охват и воздействие). Здесь логика специалистов при властьимущих вполне понятна: кому нужно заметят, кому надо — отреагируют, а мы (пока не вмешиваясь) посмотрим из сторонки, промониторим и сделаем выводы. Искренность риторики подачи затеи удивляет и умиляет: «федеральные власти могут предпринять попытку “размыть” статус национальных республик, завести их под “зонтичный” бренд “российской нации”» с обоснованием слабости их социально-экономической базы и огромного госдолга.

Как известно, колея то уже и давно проложена: близкие к Центру обозреватели откровенно признаются: «спайка» регионов шла наиболее активно в 2003–2009 годах, их сокращение происходило в основном за счет нацавтономий (за ними к лавинообразной перепечатке/трансляции с «улыбкой на устах» подключились журналисты). В рамках равенства перед законом и Богами сразу можно предположить: многострадальной Чечни скоро не будет. Жаль, но есть причины. Данная республика по количеству больничных коек занимает предпоследнее место в России, средняя зарплата в ней составляет около 21000 рублей, по безработице она на четвёртом месте (гиперзастраиваемый город Грозный по количеству «трудонезанятых» наихудший по всей стране), почти 90% чеченского бюджета — дотации от остальной Российской Федерации. Или Еврейскую автономную область впору «ликвидировать», всё равно там проживает лишь 1,5% этнических евреев… Ан, нет! Опечалились мы раньше времени. Стрелки неостиля (того же предбанкротного подхода) указывают совсем на иных.

Выше упомянутый «блатной» Фонд в личных/открытых (признаться, иногда любопытных) рейтингах ввёл новую моду — снижение позиций административно-территориальных единиц из-за долговой нагрузки и дотационности. Аргументаций нашлось море. Моментально стали ссылаться на Национальное рейтинговое агентство, которое прямым текстом выделяет Смоленскую, Костромскую, Кировскую области и республики Карелию, Мордовию, Карачаево-Черкесию, родную Марий Эл (а «РИА Рейтинг» со своей стороны «тыкает пальцем» конкретно на 14 регионов, чей объём государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы собственного бюджета, среди них опять «выпячивается» Марийская Республика). Счетную палату РФ тоже не забыли, она в «чёрный список» вдобавок включила Алтай, Туву, Дагестан и других… Прекрасно понятно, что в случае запуска объединений, субъекты для адекватных стратегов-оптимизаторов будут делиться (как и ранее) на два лагеря — на, неполиткорректно выражаясь, русский (области/края) и нерусский (республики). Второй лагерь тоже условно разделяется на две группы: «чревато-специфические» и «спокойно-мягкие». Основной фактор заключается в гипотетическом сопротивлении национальных элит («мозговому штабу» главное: не дестабилизировать обстановку и не спровоцировать неконтролируемые негативные процессы; но ради реализации реформ допустимую планку градуса напряжённости он чуть поднимет; опосля шероховатости сгладятся — недовольные позже посредством манипуляций успокоятся/остынут/отвлекутся/привыкнут).

Естественно, до выборов Президента России, дабы не возмущать общественность, резкие/кардинальные движения в ход не пойдут (однако в самой избирательной кампании тематику «регслияний» в качестве информпатронов еле заметно и поверхностно обязательно используют). В обозначенный период будет протекать процедура наблюдений. Конечная цель — укрепление государственности путём уменьшения ассимитричности федеративного устройства (слишком велика непохожесть регинов). Но настоящие препятствия и национальную сплочённость, так или иначе, федералы обойдут стороной, сориентировавшись на наиболее «доступно-деформируемых»… В состоянии ли выдержать Марий Эл? Или её жители на всё согласятся, лишь бы избавиться от ныне действующего в республике правительства? Да и вообще переросла ли марийская интеллигенция концептуально в национальную элиту, чтобы марийский народ правдиво характеризовался, как политическая нация?

Кстати, о птичках. Обратите ещё раз внимание на фон событий — на недавно подписанный (по моему мнению, сверхвостребованный) закон о Роснации. Его основополагающий концепт раскладывается в формуле: «Формируется многонациональный Российский народ» (можно выразиться и жёстче: «образовалась полиэтническая мононация»). В принципе страшного и скандального ничего не разразилось: вполне предсказуемо, ведь всем нам необходимо структурно-зафиксированное ментально-фундаментальное единство. Вспомните — в эпоху СССР тоже была формация «Советский народ», только её не строили, просто утвердили росчерком пера и все в «громкой тишине» восприняли её за данность. Российская современность не терпит подобного идеологического бюрократизма, к принятию «эволюционного норматива» (не имеющего никакого отношения ни к интернационализму, ни к мультикультуризму) готовились годы, его детально рассматривали на местах, в том числе в нацреспубликах — Москва требовала от регионов разработать к проекту свои корректировки/контрпредложения. Шаг был продуманный и взвешенный. Не считая того, что фактуру закона сейчас пытаются исказить в ущерб всей созидательной перспективе.

Крупные федеральные политики в публичном пространстве настойчиво предлагают внести в Роснацию пункт: «государствообразующим народом является русский». О, как!? Это демонстрация полного невежества в истории, её взаимосвязанных деталях и духовно-братских пластах. Лучше так (пока абсолютно в вольном плане): «государствообразующими народами являются славянские, финно-угорские, тюркские, кавказские, дальневосточные» (прописанный евразийский стержень не противоречит добровольному восстановлению границ до 1993 года). Некоторые поют хлеще, они деформируют смысл, подменяя ёмкий термин «российский» на «русский», доводя до бреда, а-ля «русский многонациональный народ». Так и представляется фраза: «я русский человек калмыцкой национальности» или (после получения гражданства) «я таджик русской национальности». Сами русские и их достойные соседи (к примеру, мари, якуты, башкиры) такой разношерстности (подлогу!) разве обрадуются? В любой «философский» закон Госдума при удобной/выгодной конъюнктуре любит вносить поправки. Тогда не ясно под каким соусом «свистопляска» по укрупнению территорий намеревается. Чем в результате закончится для Марий Эл сей эксперимент? Русско-татарско-чувашско-марийской губернией? — если сохранится поддержка языков и культур с застолблением столицы нового субъекта в Йошкар-Оле (мы и так считаемся чебоксарско-казанским пригородом), то, наверное, пожалуйста. Если нет (и существуют малейшие признаки недоверия, отсутствуют 100%-е гарантии выживаемости/развития), то точно не стоит… Надеюсь, мы неравнодушные.

 

Константин Строкин