Как выжить в сказочно красивом месте при минимальном наборе удобств, да что там удобств –продуктов, не понаслышке знают коренные жители ныне небольшого поселка Усть-Соплеск в Вуктыльском районе.

В величественном и  красивом месте без уличного освещения, продуктов, медицинской помощи  и перспектив медленно угасает маленький да удаленький поселок Усть-Соплеск.

Богатая на приключения жизнь бедных людей в умирающих поселках всегда кажется не реальной, мы привыкли к тому, что всегда и всюду есть все: полки в магазинах ломятся, можно найти даже то заветное сказочное «не знамо что». Но где-то совсем рядом прогресс остановился -  люди живут практически на своем промысле, на их столах оказывается лишь то, что дарует им матушка природа, а лечит их полынь трава. К слову, природа особо не скупится – грибы, рыба, кедровые шишки в изобилии. Но то, что для городских пижонов, изредка вкушающих такие блюда, по-царски вкусно, местным наверняка приелось за долгие годы.

Колонка одна на весь поселок, протяженность которого более километра. На стирку, баньку и чтобы просто утолить жажду людям приходится в любую погоду колесить со специальными устройствами и флягами. Мною было решено попробовать «на вкус» все тяготы такой жизни, до колонки я еще дошла, догоняя сынишку, но на обратном пути пришлось ждать помощи.

Ночью на улице – хоть глаз выколи. В сумерки люди вынуждены блуждать наощупь. В единственном «магазине» продуты конечно есть, но их надрывно выплакал кот, они мягко говоря не первой свежести и втридорога, ибо доставить их до поселка - целое испытание. Летом до места можно добраться лишь по воде, зимой – дорога всего месяц-полтора. Молочная продукция, например, – роскошь, которой нет. И таких деревень не мало в Коми и по всей России. Однако, кое чем он все же отличается.

Здесь невероятно красивая природа. С крыльца дома, в котором мы жили, видна необъятная синь двух рек, а с окна кухни в ясную погоду  отчетливо видны Уральские горы. Но величественная красота наливной реки Печоры, лесные просторы и кедровые рощи контрастно оттеняют убогость и умирающий вид поселка: серые доски, брошенные полуразрушенные дома в самом его центре, разбитые стекла, заколоченные ставни…

Раньше поселок процветал, имел и солидную школу, сад, предприятия. Сейчас ничего, а главное никого нет. Хотя возможности и потенциал есть. Есть переросший лес, разнообразная рыба, кедры, осыпающиеся на землю полезнейшие шишки и весьма привлекательные для туристов места. Но нет руки, которая мы ловко руководила и манипулировала бы процессами. Нет добротного хозяина, который бы наладил жизнь в далеком поселке, до  которого пока нет никому дела.