7 августа 2016 года исполнилось 115 лет со дня рождения Натальи Николаевны Арбузовой (1), мэтра музейного дела, краеведа и этнографа. Ее наставниками были А.А. Спицын, Д.К. Зеленин и другие видные ученые.

Из письма Н.Н. Арбузовой в адрес В.Г. Пленкова  от 18 января 1964 года:

«Сообщаю Вам обещанный адрес дочери А.А. Спицына – Надежды Александровны.

Я видала ее книгу о Грибоедове (издание последних лет). Она литератор по образованию.

У А.А. Спицына было еще две старшие дочери (Ольга и Мария, историк), но они обе вышли замуж и их фамилий я не знаю.

Был еще сын Михаил, инженер.

Жена Александра Андреевича – Зина (правильно Елена – А.Р.) Александровна умерла, кажется, еще до войны.

У младшей дочери Надежды, любимицы отца, жившей с отцом и матерью, мог сохраниться личный архив Александра Андреевича, не переданный в Академию Наук вместе с археологическим архивом.

Между прочим, в Кировском краеведческом музее под портретом Спицына написано, что он преподавал в Вятке историю.

А я слыхала от мамы, что она училась у него литературе в Вятской женской гимназии в 1880-х годах.

Лично Спицын говорил мне с похвалой о маминых гимназических сочинениях по литературе. Мама училась в одном классе с будущей женой Спицына.

У меня имеются фотографии:

1. Визитная карточка А.А. Спицына времен работы в Вятке.

2. Большая семейная фотография Александра Андреевича с женой и детьми начала XX века.

Надо будет как-то передать их в краеведческий музей.

Есть еще фотография первого председателя Вятского губернской земской управы М.М. Синцова (он был дядей моей бабушки  О.А. Арбузовой, урожденной Рязанцевой).

На днях ко мне приходили из милиции за сведениями о бывшем уездном казначее в городе Уржуме (1867 год) К.Н. Лопатине. О нем запрашивает его внук, доктор географических наук Георгий Владимирович Лопатин.

Нужны сведения о месте и времени рождения, образовании и службах, а также имена и отчества родителей Константина Николаевича.

По предположениям других внуков Константин Николаевич, быть может, родился не в Уржуме, а в Нолинске. Женат он был на дочери священника Александра Рязанцева – Серафиме Александровне. У них были сыновья (Владимир, Александр, Николай, Петр, Михаил и Виктор) и несколько дочерей.

Доктору упомянутые сведения нужны для составления историко-литературного труда о революционной и общественной деятельности последнего поколения Лопатиных - Александра, Константина и Павла.

Между прочим, у Константина Николаевича был брат Александр и сын последнего Герман Александрович Лопатин – известный революционер, долго сидевший в Шлиссельбургской крепости».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.101-102).

Из письма Н.Н. Арбузовой в адрес В.Г. Пленкова от 29 сентября 1964 года:

«Есть ли у Вас материалы о Петре Филипповиче Ратове, генерал-майоре кавалерии, участнике войн, живущем сейчас в Москве.

Между прочим, он бывал в качестве какого-то дипломатического сотрудника в Англии, Швеции, Норвегии и Китае и имеет иностранные ордена».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.43).

Из заметки Н.Н. Арбузовой от 23 марта 1965 года:

«В Пустопольской церкви имелись первые варианты росписей Владимирского собора в Киеве, выполненные Виктором Михайловичем Васнецовым: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель с книгой», состоявшие на учете в Кирове.

После закрытия церкви в конце 1930-х годов эти иконы исчезли бесследно, несмотря на розыски их музеями».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.85).

Из письма Н.Н. Арбузовой в адрес В.Г. Пленкова от 8 апреля 1965 года:

«С организацией народного музея ничего не вышло. Сняли с работы заведующего отделом культуры Бякова, единственного из всех завов, интересовавшимся музеем. Новая заведующая отделом культуры Новоселова, бывшая заведующая детской библиотекой, цыкнула на меня, когда я заговорила о музее и приказала начальственным тоном не поднимать этого вопроса, так как на музей нет средств.

У нас в Уржуме в свое время одновременно закрыли музей и колхозный театр, открыв несколько ранее церковь.

Культура и работники культуры в городе Уржуме не в почете.

Секретарь райкома партии по культуре Бызова, засидевшаяся на этом посту 10-й год, не любит свежей струи и ничего нового. Она – главный противник организации музея, так как боится, кто за него будет отвечать (я, беспартийная, не в счет)».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.48-49).

Из заметки Н.Н. Арбузовой «Уржуму 1500 лет?» от 26 июня 1965 года:

«19 июня 1965 года ученики школы №3 Володя Нелюбин и Володя Домрачев принесли мне эполетообразную застежку из бронзы, найденную в отвалах глины из траншей, выкопанных под фундаменты строящегося на рыночной площади детского комбината.

22 июня 1965 года, после моей беседы с рабочими строителями о возможности других находок и показа им рисунков предметов азелинской культуры III – VI веков нашей эры (2), мне сообщил по телефону о новых находках ученик Кировского ГПТУ №18 Г.Ф. Данилов.

Было вскрыто погребение очень богатой женщины азелинского периода, в котором найдено много украшений из бронзы и меди тонкой работы:  эполетообразная поясная застежка, браслеты, разнообразные подвески, бляшки, застежки и т.п. А также диски из халцедона и бусы различных форм и размеров. Обнаружены куски истлевших тканей и обрывки кожи.

Находка представляет большую ценность, а расположение двух погребений головами на запад на одной линии вызывает предположение о наличии большого могильника.

Необходимы срочные раскопки, которые должны произвести археологи, пока здание не выстроено. Потом будет поздно».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.75).

Конечно, никаких масштабных раскопок не было проведено, и интереснейший археологический памятник был утерян.

Из письма Н.Н. Арбузовой в адрес В.Г. Пленкова от 6 апреля 1966 года:

«Оказывается против открытия в Уржуме народного музея и первый секретарь райкома партии Кислицын. Он думает, что музей будет мал и никого не удовлетворит.

Я же уверена, что посещаемость музея будет больная, особенно в летние месяцы.

Кроме основной экспозиции по истории города и района, включая период Великой Отечественной войны,  и показа современности и перспектив развития, будут устраиваться художественные и другие выставки».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.62).

Из открытки Н.Н. Арбузовой в адрес В.Г. Пленкова от 27 мая 1966 года:

«Вы просили сообщить Вам о враче Драверте.

На чугунном могильном памятнике написано по-польски, что доктор Адольф Драверт (3) родился 15 января 1847 года и умер 12 pazdziernik (не знаю какого месяца) 1881 года. (12 октября – А.Р.)

На северной стороне памятника текст «Врач А.С. Драверт как истинный работник своего дела погиб, исполняя свою службу (слова журнала Уржумского уездного земского собрания 15 октября 1881 года).

На восточной стороне памятника герб – щит со звездочками и полумесяцем, стволы пушек и ядра внизу, а вверху корона и из нее рука с поднятым мечом.

На западной стороне памятника – польский текст».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.69).

Из письма Н.Н. Арбузовой в адрес Василия Георгиевича Пленкова без даты:

«У меня есть очень интересные копии автобиографии и некролога профессора литературы Анатолия Павловича Машкина (4), умершего в Харькове в 1932 году.

Он уржумец, окончил Вятскую гимназию в 1902 или 1903 году, а потом учился в Казанском университете. Был в вологодской ссылке.

Работал, кажется, немного в Вятке в период 1910-1915 годов по линии народного образования.

Сам Машкин и его брат Герман много писали в газету «Вятский край» в 1904-1907 годах».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.73).

Из письма Н.Н. Арбузовой в адрес В.Г. Пленкова от29 августа 1966 года:

«Я сейчас работаю с дневником ссыльного А. Кукушкина, который тот вел в Вятской тюрьме в 1909-1911 годах. Дневник передан на время его дочерьми для выписок редакции газеты и мне».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.65).

Из статьи Н.Н. Арбузовой от 5 января 1967 года;

«Василий Савич Самборский родился 3 января 1882 года в городе Острогожске Воронежской губернии.

В 1908 году окончил медицинский факультет Харьковского университета и работал ординатором у известных профессоров Петербурга.

В 1909 году Василий Савич приехал в город Уржум и начал работать первым хирургом и врачом по всем специальностям в небольшой больнице. Работал вдвоем с терапевтом П.А. Спасским.

За многие годы он сделал более 27.000 операций и спас жизни тысяч людей. К нему приезжали на операции и из других городов.

Василий Савич вел записи операций и научных наблюдений, но они, к сожалению, не сохранились.

Были у него и печатные труды.

Умер Василий Савич 27 июня 1955 года на своем посту заведующего хирургическим отделением Уржумской больницы».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.17).

Из заметки Н.Н. Арбузовой от 29 января 1967 года:

«12 января 1908 года в городе Уржуме состоялся съезд сознательных крестьян уезда.

В одной из резолюций съезда предлагалось отказываться от уплаты податей, так как земство является «обезображенной подделкой под народное самоуправление, находящейся всецело в руках правительства».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.29).

Из заметки Н.Н. Арбузовой от 6 июля 1967 года:

«Русский плательщик ежегодно платил с одной души всего населения:

  1. В казну прямых налогов – 1 рубль.
  2. Косвенных налогов – 6 рублей 81 коп.
  3. Контрибуции заводчикам – 3 рубля.
  4. Земских налогов – 38 коп. на одну душу сельского населения.
  5. Мирских и страховых сборов – 81 коп.

То есть всего на одну душу населения, включая и детей, приходилось 11 рублей разных сборов. По курсу рубля того времени (1905 год) это была немалая сумма.

Вот одна из главных причин разорения нашего мужика».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.216 л.28).

И еще.

Наталья Николаевна была страстной филателисткой, чему посвящено много страниц переписки с В.Г. Пленковым, тоже страстным филателистом.

В Уржуме сохранился огромный архив Натальи Николаевны Арбузовой, который еще ждет своих исследователей…

Примечания:

(1)Наталья Николаевна Арбузова вышла из уважаемой в Вятке семьи. Дед ее, Сергей Андреевич Арбузов, был врачом и земским деятелем. Отец Натальи Николаевны – Николай Сергеевич Арбузов – талантливый врач, добровольно отказался от врачебной деятельности в Москве, работал в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (ныне – Республика Марий Эл). Скончался от тифа в возрасте 25 лет во время эпидемии, заразившись, спасая больных односельчан.

Наталья Николаевна не знала отца, так как родилась через семь месяцев после его смерти 27 июля 1901 года (по старому стилю). Ее вырастила и воспитала мать, скромная учительница рисования Надежда Васильевна, которая окончила Строгановское училище в Москве, а затем преподавала в Вятской женской гимназии.

Весной 1919 года Наталья Николаевна оканчивает школу с золотой медалью, а затем поступает учиться на медицинский факультет Казанского университета. Но начавшийся голод в Поволжье и тяжелое материальное положение заставили мать и дочь устроиться на педагогическую работу. Так с 1920 по август 1921 года Арбузова работает учительницей начальной школы в Херсонской школе 1 ступени Бухаринской волости Ток-Чуранского района Башкирской АССР, а затем с матерью переезжает в Саратовскую губернию. Весной 1922 года они возвращаются в Вятку.

В 1922 году Наталья Николаевна уезжает учиться в Петроград, поступив в институт географии, который позже вошел в Ленинградский университет как географический факультет.

В 1926 году окончив этнографическое отделение географического факультета, она уезжает в Ойротскую автономную область, в Горный Алтай. Во время учебы в университете способную студентку заметил профессор Александр Андреевич Спицын, который сам был выходцем из вятской земли. Он впервые годы ее трудовой деятельности на Алтае помогал ей практическими советами в области археологии, краеведении.

Трудовую деятельность в Горном Алтае Наталья Николаевна начинает 1 октября 1926 года учительницей старших групп в Чемальской опорной школе 7-летке. В 1928 году переведена в Улалу и назначена заведующей Ойротским музеем, а также преподавательницей географии на алтайских педагогических курсах, преподавательницей географии в Улалинской опытно-показательной школе 9-летки имени Ленина.

В 1928 году Наталья Николаевна была уволена с алтайских педагогических курсов по случаю их роспуска.

Совмещая работу педагога и заведующей музеем, Наталья Николаевна выезжает в длительные экспедиции по области. Так, с июля по август 1928 года она руководила этнографо-экономической экспедицией, организованной музеем и обществом Друзей общества краеведческого музея в районе прокладывания Катунского варианта Чуйского тракта.

Автомобильная дорога Чуйский тракт сегодня – основная транспортная магистраль Горного Алтая, имеет огромное культурно-хозяйственное и политическое значение. В древние времена здесь пролегали торговые пути, и до начала XX века он представлял собой горную тропу, по которой торговцы возили свои товары на ярмарку в верховья реки Чуи. В 1920–1930-е годы строительство дороги Чуйского тракта вошло в стратегические интересы государства. В 1924–1925 годах развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. В 1924–1928 годах обсуждался вопрос о том, в каком направлении пойдет дорога. Появилось несколько спорящих сторон: сторонники левобережного, действовавшего в то время направления: Бийск – Алтайское – Черга – Шебалино – Онгудай – Кош-Агач – и нового, правобережного (Катунского): Бийск – Майма – Чемал – Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга.

 Экспедиция музея под руководством Н. Н. Арбузовой должна была изыскать лучшее направление тракта.

Кроме того, участниками экспедиции тщательно изучалось географическое распространение, техника и значение для местного населения промыслов. Это  дегте- и смолокурение, обжигание извести, посудного, колесного, кузнечного, слесарного, кожевенного и мехового производства, извоза, лесосплава и т.д. Для музея были собраны образцы горных пород, полезных ископаемых, предметы шаманского культа, этнографические вещи, всего 98 наименований. По заданию Областного планового отдела также были исследованы и нанесены на карту местонахождения целебных источников.

Особое внимание в ходе экспедиции уделялось традиционным элементам материальной и духовной культуры алтайцев. Н.Н. Арбузова собирала предметы быта, еще недавно входившие в повседневный обиход коренного населения и начавшие стремительно исчезать в связи с резким изменением жизненного уклада.

В результате всех исследований и споров был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные условия для связи областного центра с районами области и городом Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.

На 1 октября 1927 года в инвентарной книге музея числилось 300 экспонатов.

По книге поступлений на конец 1929 года уже значится 762 предмета, что свидетельствует об активной собирательской работе сотрудников музея.

Из них только Арбузовой в 1928 году было собрано около 30 этнографических предметов.

Предпринимаются попытки систематизировать первоначальные коллекций С. И. и Н. С. Гуляевых, положивших начало формированию фондов музея, и особенно библиотеки, часть которых в ходе частых переездов музея с 1920 по 1927 гг. из одного населенного пункта в другой были утеряны.

Так, в 1928 году Наталья Николаевна обращается к художнику Г. И. Чорос-Гуркину с письмом:

«По полученным сведениям у Вас имеется опись коллекций, архива и библиотеки, приобретенная у Гуляевых. Если это так, то просим выслать их в музей в ближайшее время».

Г. И. Чорос-Гуркин стоявший у истоков формирования музея, в 1925–1930-е гг. после возвращения из эмиграции продолжает тесно сотрудничать с Ойротским музеем. В Комитете по делам архивов Республики Алтай хранится переписка Н. Н. Арбузовой с Г. И. Чорос-Гуркиным.

В 1930 году организовывается Алтайская экспедиция «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в составе А. И. Новикова – и.о. директора музея, Н. И. Арбузовой – научного сотрудника музея, А. И. Терентьевой, А. Г. Данилина, Л. Е. Каруновской – ученых-этнографов из Ленинграда, Г. И. Чорос-Гуркина и А. В. Анохина. В ходе экспедиции были исследованы археологические памятники, полезные ископаемые, красящие и лекарственные растения, местонахождения целебных источников и велся сбор этнографических материалов.

К 1930 году Ойротский музей состоял из трех отделов: естественно-географического, экономического и культурно-исторического.

Запланированные музеем в начале 1930 года задачи: создать сельскохозяйственный подотдел и отразить в своих экспозициях все главнейшие формы хозяйства Ойротии – животноводство, мараловодство, полеводство, пчеловодство; промыслы – охотничий, кедровый и т.д. сотрудники осуществляют уже без Натальи Николаевны. 1 июня 1930 года она увольняется из музея по собственному желанию.

20 октября 1930 г. Арбузова принята в Улалинскую национальную школу преподавательницей географии. 20 января 1931 года назначена преподавателем географии школы кооперативного образования.

В 1932 году судьба забросила Наталью Николаевну в Самарканд, затем в Вабкент, на Сухан-Дарью. 20 августа 1932 году она зачисляется на временную службу в бюро исследования Узводопроизводства на должность техника-гидролога. 1 июля 1935 года назначается старшим техником-гидрологом. В 1936 году премирована фотоаппаратом.

С 14 по 22 января 1936 года Наталья Николаевна командирована на слет стахановцев в г. Ташкент. Как выполнившая на исследованиях по Вабкентской плотине норму на 274 %, она премирована отрезом на пальто.

В середине 1936 года Арбузова возвращается в Сибирь, 15 августа 1936 года устраивается преподавательницей географии 5–9 классов в школу № 4  города Бийска. А в октябре переезжает в Ойрот-Туру и с 27 октября 1936 года зачисляется старшим научным сотрудником в Ойротский краеведческий музей с возложением на нее обязанностей заведующей отделом «Ойротия до Октября».

1 марта 1937 года Наталья Николаевна, вместе с представителем музыкальной части радиокомитета, назначается ответственной за прием музыкального архива Анохина, полученного из Института антропологии и этнографии Академии наук.

9 марта 1937 года назначается ответственной за прием экспонатов, поступающих на юбилейную Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В 1937 году музеем были осуществлены три экспедиции, две из них осуществлены с участием Н. Н. Арбузовой.

Собранный материал экспедиции – записи воспоминаний старожилов о партизанском движении, о бурханизме, за исключением предметов, отражающих быт алтайцев и старообрядцев, зарисовок партизанских могил, были уничтожены после чистки музея в ноябре 1937 года ввиду того, что «воспоминания собраны среди лиц, не внушающих политического доверия и даже среди участников белобандитского движения».

В ноябре 1937 года научный сотрудник Н. Н. Арбузова была уволена с работы.

В фондах БУ РА «Национальный музей имени А. В. Анохина» хранятся этнографические рисунки, подписанные рукой Натальи Николаевны Арбузовой (почерк подтвердил и В. А. Муралев), но недоумение сотрудников музея вызывал вопрос, почему они были подписаны как рисунок Н. В. Арбузовой. Вероятнее всего, рисунки были сделаны матерью Натальи Николаевны – Надеждой Васильевной Арбузовой.

Альбом этнографических рисунков Н. В. Арбузовой 1929 года сделан с подлинных материалов, собранных А. В. Анохиным в 1914 году. Это рисунки верхней женской одежды, шуб, платья, чегедека, одежды кама, женской шелковой рубахи, женской шубы телеутки, деревянного идола, шапки кама, аила, оседланной лошади. Всего 13 листов цветных рисунков акварелью, размерами 35х50 см.

Надежда Васильевна оставалась в Вятке, когда дочь уехала работать на Алтай, значит, рисунки были сделаны во время приезда в гости. Известно, что Надежда Васильевна была учительницей рисования. В 1927 году она была участницей 1-ой выставки живописи и скульптуры Вятского филиала АХРР. На выставке участвовал 31 художник, экспонировано 156 произведений и издан каталог: «Каталог 1-й выставки живописи и скульптуры»: Изд. Вятского филиала АХРР. Вятка, 1927».

В конце 1937 года, после ухода из Ойротского музея, Наталья Николаевна Арбузова возвращается в Киров и начинает работать в Кировском областном краеведческом музее. В марте 1941 году была премирована в связи с 75-летием музея за отличную работу.

Начавшаяся Великая Отечественная война и возникшие материальные трудности заставили Арбузову переехать с матерью в сельский район. В 1941–1942 годах Наталья Николаевна преподавала в школе Богородского района, а затем они с матерью переезжает в город Уржум, где и проживала до конца своих дней, посвятив эту часть жизни изучению истории земли Уржумской.

В 1942 году она становится заведующей Уржумским краеведческим музеем, который был создан в 1924 году.

В трудные военные годы она хлопотала об улучшении экспозиции музея, разыскивала новые экспонаты по всему району, освещала в местной прессе историю города и района. Жила она с матерью в маленькой комнате при музее.

За первые 12 лет работы, Наталья Николаевна шесть раз перевозила музей из одного места в другое.

В 1954 году Уржумский краеведческий музей был ликвидирован. Фонды музея были распределены в разные места: в Кировский областной музей, музеи Малмыжа, Йошкар-Олы, в краеведческие уголки уржумских учебных заведений. Экспонаты были рассредоточены в 23 местах.

После ликвидации музея Наталья Николаевна стала работать библиотекарем в школе. Большой потерей для нее стала в 1954 году смерть матери. В 1957 году она выходит на пенсию. Она проводила большую лекционную работу в учебных заведениях города, рассказывая об археологических раскопках в районе, проводила экскурсии и походы со школьниками. В детской библиотеке руководила кружком филателистов. В 1958–1959 годах опубликовала ряд своих статей из будущей книги по истории Уржума в районной газете «Кировская искра». Саму книгу не удалось издать, так как все свои силы Наталья Николаевна бросила на возрождение закрытого краеведческого музея. Экспонаты бывшего музея были разбросаны в разных местах, и требовалось заново собрать все фонды в одно место. А также добиться от местных властей разрешения на открытие музея хотя бы на общественных началах.

Наталья Николаевна добивается выделения для музея комнаты в районном Доме культуры.

Официальное открытие народного музея состоялось 19 июля 1967 года. Наталья Николаевна стала его директором на общественных началах. Ей уже было 66 лет. В музее действовал небольшой актив, в сборе экспонатов помогали школьники, пенсионеры. Н. Н. Арбузова принимала участие в археологических экспедициях на Буйское городище, Тюм-Тюмский могильник, собирала материала об известных земляках.

Под ее руководством народный музей вел большую работу по распространению знаний по истории и природной среде Уржумского района. Так за 1967–1976 годы музей посетило свыше 140 тысяч человек и проведено свыше 3 тысяч экскурсий.

В 1971 году Уржум отметил 70-летие Н.Н. Арбузовой. В 1973 году она была награждена знаком «За отличную работу» Министерства культуры СССР.

Всю энергию своей души отдала Наталья Николаевна Уржуму. Работала бескорыстно, самоотверженно. Лично для себя ничего не требовала. Жила очень скромно в одной комнате в коммуналке. Но зато воевала за удобное помещение для музея. Не привыкла нарядно одеваться, ходила в длинных, широких старомодных кофтах и юбках, но зато собирала для музея богатые коллекции национальных костюмов народностей Уржумского района, не жалея пенсионных денег».

За 37 лет своей исследовательской, просветительской работы, Наталья Николаевна сделала много для воссоздания истории Уржума. Благодаря ее стараниям собраны богатые этнографические и археологические коллекции. Она была первооткрывателем многих археологических памятников на территории Уржумского района Кировской области. Богато и ее литературное наследие, пусть даже она и публиковала свои статьи в местной прессе. Всего ею было написано более 300 статей и заметок. Она была членом Географического общества, общества охраны памятников, Всероссийского общества филателистов.

Умерла Наталья Николаевна 1 августа 1979 года в городе Уржуме. В память о ней районный краеведческий музей был назван ее именем.

(2)Азелинская культура была выделена в 1955 году известным археологом В.Ф. Генингом. Данная культура занимает в основном территорию Волго-Вятского междуречья, прилегающие части Волги и низовий р. Камы, а также части левобережья р. Вятки. Дата рассматриваемого круга памятников определяется временем III-VII вв. н.э. Культура представлена городищами, селищами, кладами и находками отдельных вещей.

(3)См. http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number6&ELEMENT=gerzenka6_4_6

(4)Машкин Анатолий Павлович, критик и методолог литературы, родился в 1883 году в городе Уржуме Вятской губернии. Воспитывался под влиянием ссыльных.

Окончил Вятскую мужскую гимназию и Императорский Казанский университет.

В 1906 году был в ссылке в Вологодской губернии.

Первая печатная работа – статистический очерк по народному образованию – вышла в 1907 году.

До революции печатал статьи по народному образованию в журналах «Вестник воспитания», «Мир Божий», «Русская школа» и других.

После революции издал ряд книг по вопросам школы и языка в школе.

Состоял профессором Харьковского института народного образования.

Много писал на украинском языке.

Полная версия:

http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/lichnosti/133813-metr-muzeynogo-dela-v-perepiske-s-vasiliem-georgievichem-plenkovyim 

Александр Рашковский, краевед, 6 сентября 2016 года.