Пишем с Рамиль Ахметгалиев анализ уголовных дел по экстремизму. В том числе по свежей ст.280.1 УК РФ - призывы к нарушению территориальной целостности. 

Выявили правовую позицию Конституционного суда РФ, принималась в 1990-е в период чеченских войн.

Общий смысл - субъекты РФ могут реализовывать право на самоопределение, но в рамках Федерации, вопрос о выходе из состава не входит в конституционное право народов на самоопределение.

Не буду углубляться в прямо противоположные правовые позиции в теории советского конституционного и международного права, выработанные в период активной поддержки процессов деколонизации бывших империй в 1950-1970-е. Да и относительно самого СССР в его основе всегда лежало право республик на выход из его состава. Даже закон был принят «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

КС РФ в итоге указал, что сама постановка вопроса о выходе из Федерации неконституционна. И Федеративный договор, если что, это не договор равных о создании Федерации, а лишь обсуждение вопроса о распределении полномочий внутри (созданной кем и когда - божественным провидением? вышедшая нагой из моря?) Федерации.

Тут, конечно, возникает вопрос о двойных стандартах. То есть регионы России (федерации) такой вопрос поставить не могут, а части территорий иных государств (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) вполне, и решения по итогам их волеизъявлений КС РФ вполне признает соответствующими нормам. Как-то неувязочка, нелогичненько. Либо уж все могут, либо никто, иначе это не нормативное, а индивидуально-правовое регулирование называется. Тогда надо прямо и написать, что территории всех иных государств, кроме Российской Федерации, вправе сами решать вопрос о сохранении в составе либо выходе из него. 
С Крымом ситуация еще лучше - провести референдум о самоопределении он может, войти в РФ может, а после этого даже ставить вопрос о выходе уже неконституционно. 

А теперь уголовно наказуемо не только ставить вопрос, но и призывать к постановке такого вопроса. И не просто уголовно наказуемо, а реальной колонией-поселением на пару лет (см Полюдову).

Оригинал