Я училась в интернате 11 лет, с 0 по 10 класс. С детского сада нам сразу сказали, что мы идем в интернат. Лично я учится всегда любила. Помните у Льва Толстого про Филиппка. Так вот это про меня. Убегала с прогулки из д/с и тихо бродила по школьным коридорам, стояла у дверей классов, пока меня кто-нибудь не выпроваживал из школы. 

Но это отступление от основного. 
Сколько помню, саамский язык всегда звучал в доме, с нами говорили, мы понимали. Но с 7 лет мы шли в 0 класс и определялись на житие в интернате. Как только научились складывать буквы, я это очень хорошо помню, мы организовали свое обучение с девочками, так сказать, создали свою группу по изучению родных языков. У нас были коми и саами в классе. Что мы делали? А мы в писали свои словари, тетради делили на три части и записывали: дом - пэррт (сами), керка(коми), хлеб - лейбп, нянь и т.д. Такие тетрадки были у нас долго. Мы хотели его учить. Но... примерно в 1977-78 году в интернате ввели факультатив по изучению саамского языка. Скажу откровенно, мы его не любили и убегали. Почему? Потому что это было 6 уроком и даже после него. Тогда, когда все шли домой или на обед, а мы должны были учить саамский язык. Думаю, что вы понимаете, когда в желудке революция и когда все в свободной выборе, а ты сидишь за партой, при закрытой двери на швабру. 
"Тэдта ли туэль, тэдта ли стула. Мунн охпнувва самь килл". 

Только сейчас понимаю, какой вред был нанесен сохранению и развитию саамского языка. Сначала запрещали, потом ввели и таким репрессивным методом вдалбливали нам основы языка. А нам так хотелось, чтобы дома говорили только на родном, а мы так хотели жить дома, в тех условиях, которые впитывались всеми фибрами души.

Этим постом я не обличаю и не обвиняю, я хочу, чтобы многие задумывались, прежде чем несли светлое и доброе с их понимания для коренных народов. Не факт, что хорошо вам, будет приятно и другому. Вот тут как раз уместна клятва Гиппократа, хотя бы два его принципа: непричинения вреда и милосердия (оказания помощи). Вот так звучит: "Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. ... В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного..." 

Почему пишу от имени "МЫ", потому что говорила со многими по этому поводу и у нас созвучны мысли и желания в отношении саамского языка.

Оригинал