Фрукты Врукты (https://vk.com/frukty)  – уличный художник из Перми. Первую свою работу он сделал ещё в 2009 году, а с 2012 года начал активно заниматься стрит-артом. Название его выступления на баркемпе не могло не заинтересовать – «Инопланетные языки на городских стенах». Это была краткая история стрит-арта, его стилей и становления художника.

Мне удалось не только побывать на его лекции, но и задать несколько вопросов на второй день баркемпа. 

 

«Граффити позиционируется как заявление о себе»

— Первые сообщения на стенах появились ещё в древности. В пещерах во Франции, например, есть первые рисунки с трафаретов. То есть человек брал трубочку и какое-то красящее вещество, брызгал на руку и на стену, от чего оставался своеобразный трафарет.  Таким образом, человек начал впервые оставлять свой след. И сейчас люди хотят оставить свои следы в истории.

Граффити позиционируется как заявление о себе. Человек пишет своё имя и хочет, чтобы кто-то его увидел. Но чаще всего это сообщение направлено на узкое сообщество, редко его может прочитать неподготовленный человек. Как мне сказал когда-то один человек, граффити – это запутывание букв. Иногда можно понять, что пишет человек, особенно если он держит баллончик в руке впервые. В таком случае он хочет просто заявить о том, что он такой один, особенный и неповторимый, но всегда есть опасность того, что он станет просто одним из множества.

Есть такой термин в субкультуре, бафф (buff). Это закрашивание граффити. И уличные художники давно начали эти закрашивания каким-то образом обыгрывать.

Работа Stephen Powers (ESPO)

 

«Стрит-арт достаточно многообразное явление, там много всего»

Граффити в классическом виде не заинтересовано, чтобы найти зрителя.  Это скорее соревнование внутри субкультуры. Когда людям становится тесно, они начинают создавать какие-то вещи, которые уже можно назвать стрит-артом. Эти работы уже несут в себе какое-то сообщение, а не просто «я здесь был».

Работа Кирилла Кто

Улица особенна тем, что это общее место, там проходит или проезжает большое количество людей, и любой может оставить послание другому человеку, в этом особенность стрит-арта.

 

«Иногда стрит-арт намекает на какие-то проблемы в окружающей среде»

Какое-то время я интересовался стрит-артом внутри себя, то есть мне хотелось что-то делать, но я не следил за тем, что происходит в субкультуре.

Иногда стрит-арт намекает на какие-то проблемы в окружающей среде. Но это не значит, что их заметят и сразу исправят. Однажды я рисовал на стене Марио и сотрудники полиции спросили, что я тут делаю. Когда я им объяснил, что стена давно не ремонтировалась, кирпичи выбиты, и, может, кто-то это наконец увидит и решит отремонтировать стенку, они со мной согласились, но сказали, чтобы через полчаса меня тут не было.  То есть среднестатистическому гражданину понятно, почему работа именно в этом месте находится.

Работа Фрукты Врукты

Я не ставлю целью привлечение внимания к проблемам, но, когда это происходит, меня это радует. Реакция может быть различной, но что-то происходит, ты на что-то влияешь.

Я считаю, если человек как-то раз увидел определённую стратегию появления работы, он сам уже может её делать. Я за то, чтобы люди открывали в себе эти грани, могли видеть большее. Не обязательно это должен быть стрит-арт. Это может быть применимо к любой деятельности.