В своей первой публикации в «7х7» я поднял проблему нашествия мух с навозных куч Акашевской птицефабрики в Параньгинском районе. Работа активистов нашей общественной приемной и пост в «7х7» оказались весьма действенными. Жители отмечают, что птицефабрика принялась активно избавляться от залежей куриного помета, массово распыляя его на поля. Эффект есть, мух в деревнях стало меньше.

Но это не единственная проблема, с которой ко мне обратились жители Параньгинского района.

Речь идет о районном центре – Параньге. Поселок страдает от заболоченности, которая имеет рукотворную природу. Жители жалуются, что уровень грунтовых вод поднялся настолько, что земля стала ходить ходуном. В результате - заборы и ворота покосились, по кирпичным домам «пробежались» трещины. Даже самый надежный фундамент, как оказалось, бессилен против напора воды. Сухая, на первый взгляд, почва «чавкает» под ногами, культурные посевы страдают от засилия осоки – ей одной вольготно на заболоченной земле.

Представители общественной приемной выехали в поселок, чтобы оценить масштабы бедствия и узнать подробности. Оказалось, что в свое время на местной речке Параньгинке построили дамбу. Необходимость такого объекта объяснялась тем, что для орошения сельхозугодий требовалась вода. Поначалу сложное гидротехническое сооружение воспринималось населением как благо, а в начале 2000-ных – уже как масштабное бедствие.

Обычная прогулка по улицам показывает, что заболоченность поселка – реальное бедствие. Покосились и требуют подпорки опоры газопровода и столбы освещения. На свежих кирпичных домах и гаражах – трещины. Сквозь щедро засыпанные щебнем тропинки просачивается вода, образуя жижу. В подвалах домов – вода, которая прибывает так быстро, что требует постоянного наличия насоса для откачки жидкости несколько раз в день.

Есть и вопиющие примеры, один из которых из доклада активистов общественной приемной привожу полностью:

Но все это кажется такой мелочью в сравнении с настоящей напастью, которую пережила Файруза Закиевна Натфуллина. В мае этого года у ее дома по улице Советская, 115 отвалилась целая стена. До этого, как и у других, фасад дал трещину. Разлом в стене становился все больше, в итоге специалисты констатировали: стена вот-вот рухнет.

«Это родительский дом, построенный 40 лет назад. В нем мы с мужем, которого я похоронила в прошлом году, прожили 30 лет. А теперь вот новая беда, - рассказывает женщина, одной рукой утирая слезы. – Представляете, каково мне в этой ситуации. И помощи от властей – никакой, а ведь причина очевидна – влияние грунтовых вод из-за дамбы. Обращалась в МЧС, мне сказали – если бы 5 или 6 человек погибло, то тогда можно было бы расценивать как чрезвычайную ситуацию, а так - нет».

И это еще не все. Короткая экскурсия прояснила масштабы бедствия. По сути, Файруза Закиевна живет сейчас на болотистой местности. Из 20 соток земли она может возделывать только 8, остальные – залиты водой, и там вместо картошки растет осока. Из подвала насос не убирается, он нужен, чтобы откачивать воду. Влажно в курятнике и в сарае – лужи там не высыхают. Даже дорожка к дому засыпана галькой, чтобы можно было добраться до двери, не замарав ноги в жиже.

Жители убеждены, что виной всему – подъем уровня воды в Параньгинке на один-единственный лишний метр. Бытует поверье, что в былые годы власти выделяли участки для элитной застройки на берегу, а главного мелиоратора района обошли стороной. Обиженный чиновник поднял уровень на один лишний метр от проектного. В результате перестал существовать элитный район для параньгинских «сливок общества», а весь поселок подмыт грунтовыми водами.

Правда это или нет, не знаю. Зато знаю другое. Местные власти бездействуют. А проблема - серьезная. Значит, будем решать.