Т.Веблен в XIX в. писал о подставном потреблении, суть которого состоит в том, что, например, жена своими одеяниями и стилем жизни конструирует идентичность своего мужа. Иначе говоря, о социальном успехе мужа судят по жене, которая носит оплачиваемые им украшения, платья, организует домашние интерьеры и приемы. Или я бы сказал еще так: жена несет эполеты богатого мужа.

М.Жванецкий зашел на ту же тему, но через личность женщины, которая участвует в конструировании идентичности своего мужчины:
<...> "Определить талант очень просто - вы смотрите, какая женщина возле него. Возле Пушкина, возле Высоцкого, возле Есенина. Потом вспоминаете, какая женщина была возле Брежнева, возле Хрущева, возле Сталина. Не было их у них! Всё было у них, а этих людей у них не было! Вот я и говорю: ты сам такой, какая женщина возле тебя!" <...>

Разумеется, в обоих случаях взгляд патриархальный, но он в той или иной мере отражает патриархальный гендерный порядок. Во времена Веблена это полное соответствие слов социальному порядку, во времена Жванецкого это уже попахивает сексизмом, ибо очень существенная часть женщин давно перестала быть тенью своих мужчин, а нередко мужчины исполняют такую роль.

Оригинал