Вопрос стыда - это не вопрос некой удрученности перед самим собой от свершенного. Скорее это вопрос сиюминутного сталкивающегося с вечным. Мы часто говорим так, будто завтра будет как сегодня. Мы ни как не вглядываемся в сказанное, мы не готовим содеянное нами для встречи с вечным. Потребность контекста здесь и сейчас играет ведущую роль и мобилизует все наше разумное, но у нас есть выбор не подчиняться этому контексту здесь и сейчас. Выстраивать контекст шире, дальше, дальше по времени, попытаться воспользоваться контекстом вечности, может быть. У нас есть шанс это сделать и не срываться в здесь и сейчас, а завтра строить оправдание перед завтрашним контекстом относительно содеянного в контексте сегодняшнего. 

Я понимаю, что культура детства давлеет над нами, а культу детства не способна заглянуть дальше. Вернее она это делать может лишь не осознано. Ребенок здесь и сейчас. Но оставаться в этой культуре большее предательство перед самим собой. 

Мы рисуем и рисуем перед нашими детьми то перед чем им должно быть стыдно. Чаще всего это некие этические социальные конструкты, которые пронизывают общество не зависимо от нас, но которые мы ощущаем и к которым нас приучили наши родители. Хотя родители здесь в меньшей степени. Мы приучаем детей сопряжению сегодняшнего с вечным и приучаем к умению рождать по этому поводу стыд, но сами все чаще и чаще отговариваемся от вечного сиюминутным. Мол это нужно здесь и сейчас, так сказать, так сделать, подчиниться приказу, подчиниться обстоятельствам.

Оригинал