На днях глава "Роскино" Екатерина Мцитурдзе заявила в интервью "РИА Новости", что большинство российских фильмов в нынешнем году не окупили расходов на свое производство. Интервью это растиражировали практически все крупные российские СМИ. Всё бы ничего, но ведь фильмы снимались в том числе и с привлечением государственной финансовой поддержки. То есть в своё время принимающие решения люди посчитали, что эти проекты будут успешными. Но они оказались провальными. В результате все посыпают голову пеплом. Эксперты высказывают своё мнение по теме. Кто-то предлагает прекратить финансировать из бюджета блокбастеры, кто-то винит во всём Мединского, а кто-то сетует на то, что дармовые деньги развращают режиссёров.

На самом деле проблема действительно существует и я о ней уже писал. Чиновники, которые решают кому выделить деньги на фильм, а кому нет, судя по всему, зря едят свой хлеб. Я сейчас говорю конкретно о Фонде кино. Их задача - развивать кинобизнес в стране. Они должны выделять деньги на те проекты, которые соберут большую кассу в прокате. Если проекты, на которые они выделили деньги, массово проваливаются в прокате, то значит работают они крайне неэффективно.

Но есть и обратная сторона медали. Деньги государство выделило. Их нужно распределить. Распределить их можно среди тех проектов, которые представляют 8 наиболее финансово успешных отечественных кинокомпаний. Правила такие. То есть чиновники выбирают лучшее из того что им предлагают. Если фильмы проваливаются в прокате, значит сами кинокомпании работают неэффективно. Они верят в заведомо неинтересные зрителю проекты. Не чувствуют рынок. Значит в кинокомпаниях, даже самых финансово успешных, работают некомпетентные люди.

Кто лучше всех знает о том, что зайдёт хорошо, а что скорее всего провалится? Кинотеатральные сети. Их бизнес - это показывать кино за деньги. Если будешь показывать что-то не то, ты очень быстро прогоришь. Но так получилось, что до недавнего времени в экспертных советах при Фонде кино вообще не было представителей от кинотеатральных сетей. То есть при принятии решений о выделении госфинансирования не консультировались с самыми компетентными экспертами. Нонсенс! Недоразумение уже исправили, но сейчас в прокат выходят фильмы, на которые деньги выделялись в прошлые годы. Посмотрим, что будет через год.

Снимают-то, кстати, зачастую неплохо. На высоком профессиональном уровне. Просто не то снимают. Неинтересно это зрителю. Зайдите на Кинопоиск - там полно российских фильмов с неплохим рейтингом, но ужасными кассовыми сборами. Надо со зрителем активнее работать. Узнавать о его предпочтениях. Какие-то, может быть, фокус-группы проводить. Показывать черновой материал. В Голливуде ведь именно так работают. А у нас, такое чувство, что пытаются угадать. Не нужно угадывать. Нужно просчитывать. Тогда не будет этих попаданий пальцем в небо.

Проблема существует, но цыплят по осени считают. Кинобизнес - это когда ты снимаешь много фильмов, зная, что большая их часть не отобьётся, но за счёт прибыли с наиболее успешных проектов ты всё равно выходишь в плюс. Подождём новых премьер. И не будем забывать об "Экипаже". Отечественный дорогой блокбастер, который окупился в одном только российском прокате. Часто ли такое случается? А ведь у него будет ещё и международный прокат. Да-да, международные продажи российских фильмов в этом году выросли в семь раз по сравнению с прошлым. И это уже можно занести Фонду кино в актив. Именно он занимается международным продвижением нашего кино.

В целом же, я настроен оптимистично. Думаю, что нет причин впадать в отчаяние. Я уверен, что, несмотря на локальные неудачи, тренд в целом позитивный. Российский кинематограф постепенно набирает обороты. Качество фильмов растёт и рано или поздно, но это должно привести к росту количества проданных билетов.

Обсудить в блоге автора