Собираюсь рассказывать  (попутно и сам доразбираюсь) о системе реагирования на нефтеразливы в США.

А это такой небольшой анонс.

Когда я знакомился с системой реагирования на нефтеразливы в США и параллельно следил за развитием ситуации с бедствием на Яреге, мне было очень понятны наши слабые места и даже некоторая неизбежность происходящего.

Предположим, Ярега находится где-нибудь в районе Чикаго. Рассмотрим вариант, что предполагаемый загрязнитель (ну, например, Лукойл, не сознаётся, что чревато троекратным объемом выплат нанесенного ущерба)

Опять же предположим, что допустили состояние, при котором возможен такой разлив (никто не контролировал геологические условия, состояние нефтепроводов). 

Ну до разлива имелись бы общеизвестные ( в открытом доступе) муниципальный план реагирования (типа нашего ЛАРН), план реагирования штата, национальный план реагирования, карты и описания уязвимостей природной среды (также общедоступны), средства сбора нефти в количестве, рассчитанном из наихудшего возможного объёма разлива, договоры с частными подрядчиками.

На момент появления информации о попадании нефти в водоём, она немедленно была бы сообщена в национальный центр реагирования (о любом количестве нефти, попавшем в водоём,сообщается в национальный центр реагирования, причем это должен сделать любой, кому стало известно о разливе), участник реагирования, в чей зоне ответственности оказался участок, приступил бы к неоднократно отработанному плану реагирования, собрался бы штаб реагирования в составе федерального координатора, координатора от штата, возможно муниципального, профильных ведомств.

При штабе реагирования работал бы консультационный совет, в который вошли бы все заинтересованные лица — жители и общественные органицации (любые). Учёными моделировалось бы дальнейшее развитие ситуации, и, исходя из этого, был рассчитан предварительный ущерб природе, рыбам, животным, природе как ресурсу людей там проживающих; деньги из фонда реагирования на нефтеразливы; различные виды мониторинга. И разрабатывался бы постоянно корректирующийся план ликвидации и восстановления.

И главное, все это было бы открыто и гласно, с информированием населения в режиме реального времени.

В случае признания условным Лукойлом своей вины, деньги на ликвидацию были бы переведены им на спец счёт, и уже не из фонда реагирования, а с этого счёта оплачивались бы работы по реагированию. Хотя, я думаю условный Лукойл со своими очистными и БКНС ещё осенью 2015 года сдался бы сам. 

С нефтяным ледоходом я думаю, не справились бы и американцы (механические методы сбора нефти не менялись лет 40), но пока лёд стоял, его бы выпиливали и топили (так они поступают на Аляске).

Кстати, кто-то сомневается, что нефть вышла за пределы Ухтинского района? (к вопросу о квалификации ЧС)

Если бы у нас действовали, как в Штатах, Лукойла и близко не было бы на реке Ярега (не их территория), и решения по методам ликвидации они бы не принимали. Да, я думаю город Ухта должен Лукойл-Коми денег за работы по уборке нефти (они же утверждают, что не виноваты).

Прошлись сегодня с автором статьи в Prо Город Ухта  в 4 утра в окрестностях 1 шахты.

Бодрые шахтёры ночной смены в 4 утра. «облагораживающие» территорию. Вероятно большие объёмы НСЖ, засыпанные шахтной породой, по краям видно сочится нефть.

Жутких фото выкладывать не буду.

Нефти много. По опросам, именно отсюда ещё зимой нефть попала в ручей, но как, мне пока непонятно.

Предлагаю поразмышлять над вариантами.

 

 

На схеме голубым наш маршрут

Зелёная область — там где был ProГород 

Красным — не обследованная область, черной стрелкой примерное расположение притока ручья Малый Войвож, вытекающего из пруда.