В Драмтеатре случилась настоящая культурная «революция». Режиссер из Петрозаводска Олег Липовецкий поставил комедию-антиутопию «Джульетта выжила» по пьесе Юлии Тупикиной. Премьера спектакля состоялась 15 апреля: полный зал, содержательное обсуждение после просмотра.

Вышло довольно дерзко и нетипично. Многие утверждали: «Теперь в драмтеатр можно ходить». В восторге остались и министры, и зампреды, и педагоги.

Действие спектакля происходит в 2056 году: мир исключительно виртуальный, люди общаются по скайпу, на улицу не выходят: боятся вирусов. Под музыку регги (символ свободы и пацифизма) герои проводят свое время в «зоне комфорта» и ни под каким предлогом из нее не выходят. Ромео и Джульетта встречаются лишь в конце действия, на мусорной свалке, символе райского сада.

Спектакль о самых актуальных проблемах: и о девальвации любви, важности семьи, затронута тема политики (эмоциональные монологи о Сталине и о действующем «тайном президенте» точно передают атмосферу и страха, и могущества этих персон), тема истории: самые страшные события в прошлом неожиданно больно задевают главных героев. (Они узнают, что когда-то в 2000-х один из родственников семьи Ромео поджег машину за критическую статью родственнику Джульетты, а в 20 веке члены их семьи и вовсе раскулачили дальних родственников главной героини).

На обсуждении спектакля профессор, завкафедрой русской и зарубежной литературы ВятГГУ Елена Галицких призналась, что восхищается игрой актеров и отметила актуальность поднятых проблем:

— Знаете, нам постоянно внушают, что будущее — за дистанционным образованием. Но здесь мы увидели, насколько человеческое общение важно. Сколько противоречий в связи поколений. Важно, что спектакль не разрушает зрителя изнутри и это мне понравилось, Откровенно не понравилась сцена под простыней. Придумайте что-нибудь другое, оригинальное! 

Одну из зрительниц смутил сленг, который использовали актеры. Жаргонизмов, и правда, было достаточно, но это не было перебором.

Руководитель танцевального проекта «Миграция» Ирина Брежнева отметила, как умело было организовано пространство на сцене, и поблагодарила режиссера за смелость.

Евгения Тарасова призналась, что сначала не смогла прочитать пьесу, а вот спектакль на нее произвел впечатление. Леонид Ковязин сначала подумал, что спектакль —  веселая комедия о наших страхах. «Но страхи наполнились реальным содержанием, когда история начала прорываться, и это уже трагедия», — отметил он.

В свою очередь, зампред правительства Кировской области Александр Галицких с радостью воспринял перемены в драмтеатре:

— Как хорошо, что я не доживу до 2056 года! В то время, когда я работал в ВГГ, дети не уходили после уроков домой, а сейчас они все убегают после уроков, включают в ВКонтакте  и общаются там. Мне стало жутко грустно от этого. Но спектакль все-таки о побеждающей любви. И, мне кажется, в драме новое дыхание,  дай Бог, чтобы оно было глубоким. 

Министра культуры Андрея Скального работа тоже порадовала. «Это смелый и красивый шаг» — добавил он.  

Олег Липовецкий признался, что спектакль ставили для того, чтобы люди смогли задуматься и не допустили такого виртуального будущего.

Для меня по-настоящему важно оказалось то, что в нашем театре теперь обсуждают современные проблемы, ищут небанальные формы их выражения и разговаривают со зрителем после. Чтобы не было впустую, чтобы каждый не остался с озвученными на сцене проблемами наедине с собой, а стал сопричастным к тому, что произошло. Так театр и становится полноценной площадкой для диалога.

 

Фото: Алексея Лихачева