Объединение демократов — давняя мечта всего прогрессивно мыслящего электората России. Проходят годы, мелькают мимо со скоростью проходящего поезда избирательные циклы, меняются президенты (целых три за 25 лет), но «наш бронепоезд» с заветными процентами поддержки на выборах так и стоит на запасном пути.

Не хочется много говорить о причинах — они очевидны. В глазах обывателя разногласия выглядят банально: «тянут одеяло на себя», «делят шкуру неубитого медведя», «не могут укротить личные амбиции для блага страны». Однако круг проблем гораздо шире. Нынешняя власть приложила все усилия для усложнения объединительных процессов: это и сложность регистрации партий, и запрет блокирования для участия в выборах, и невозможность новой объединенной партии баллотироваться без сбора подписей. Эти внешние проблемы, административные препоны, созданные государством, весьма существенны, однако не менее проблематичны и противоречия внутри самого демократического стана.

Показательна позиция партии «Яблоко», которая еще до начала переговорного процесса (который по сути так и не начался) выдвинула ряд жестких условий, делающих сами переговоры чрезвычайно сложными (поддержка Явлинского на президентских выборах 2018 года, нежелание создавать единую партструктуру, требование баллотироваться только от партии «Яблоко» и т.д.).

Однако то, что ПАРНАС с настойчивостью, достойной подражания, предлагает объединиться, вселяет надежду в то, что рано или поздно такое эпохальное слияние состоится. Между тем, я уверен, что никакого объединения до сентябрьских выборов 2016 года не случится — еще и потому, что демократы, видимо, должны пройти этот скорбный исторический путь до конца. То есть проснуться наутро после дня голосования и еще раз (который по счету) зафиксировать отсутствие своих представителей в законодательном органе Российской Федерации, ощутить то, что демократическое движение России достигло дна, и единственный путь наверх — это путь объединения.

И в этом контексте я бы не говорил только о «Яблоке» и ПАРНАСе. Надо, наконец, вспомнить и о гражданах России, которые разделяют демократические ценности, и в течение последних лет большинство из них не имеют возможности сказать: «Я иду голосовать за СВОЮ партию!».