В грядущих выборах в Государственную Думу России заложена мощная аппаратная интрига, связанная с укреплением влияния Владимира Путина и сменой содержания его негласного договора с населением. Негласный договор  «тучных нулевых лет» (отказ от общественного контроля власти в обмен на повышение уровня жизни) уже два года как не действует. Эффективность текущего варианта договора («пусть мы беднеем, но зато Крым наш») ограничена тоже в лучшем случае двумя годами…

До 18 сентября 2016 года остается меньше шести месяцев. А тема очередных по своей судьбоносности для России выборов в Госдуму едва присутствует в информационной повестке дня.

С одной стороны, это связано с падением интереса избирателей и бизнеса к грядущим выборам. Перспективы мировых цен на нефть и депрессия российской экономики – вот подлинно значимые темы, отвлекающие избирателей от выполнения ритуала демократических стандартов. Самые изощренные политтехнологи от “Единой России” не смогут сейчас убедить избирателей в том, что их участие в голосовании может хотя бы как–то повлиять на приоритеты бюджетной политики и предотвратить дальнейшее падение уровня жизни.

С другой стороны, партийный аспект будущих результатов сентябрьских выборов никак не угрожает сложившейся системе политической монополии в парламенте, слегка декорированной верными спойлерами партии власти.

Цены на нефть в обозримом будущем уже не вернутся на уровень заметно выше 60-70 долларов за баррель. На новую маленькую победоносную войну нет денег. И у Владимира Владимировича Путина остается всего один «легкий» способ удержания своей личной популярности среди населения: «выдача плохих бояр на расправу толпе». Речь, конечно, идет не о методах Ивана Грозного, а о цивилизованном лишении ряда высокопоставленных и неприкосновенных ранее лиц негласного иммунитета от отставок и судебного преследования.

Какая же именно накопившая высокий антирейтинг элитная группа из окружения Путина будет отдана им на заклание ближайшие месяцы? Весьма похоже на то, что удар придется по либералам из медведевской группировки. В том числе, по фигурам из действующего состава правительства и примерно 18 глав регионов (к которым относится Глава Марий Эл Леонид Маркелов) сохраняющих верность Медведеву.Интересно отметить, что выдача части либералов из российской управленческой верхушки на заклание общественному мнению будет проходить вполне либеральными методами, через тщательное соблюдение внешних демократических приличий – а именно через запланированные провальные итоги голосования 18 сентября 2016 года за возглавляемую Дмитрием Медведевым «Единую Россию». 

Широкой публике, незнакомой с подробностями подковерно-аппаратной борьбы внутри дуумвирата, заинтересованность Путина в относительном провале выборных результатов «Единой России», наверняка покажется невероятной. Мол, как же так?! Мол, невозможно же, чтобы Президент России не был заинтересован в убедительной парламентской победе партии власти!

Тут нужно обратить внимание на новый технологический момент. 225 депутатов будущей Госдумы будет избираться по партийным спискам, а еще 225 депутатов – по одномандатным округам. Соответственно, численность парламентских фракций теперь будет зависеть не только от результатов голосования избирателей за партийные списки, но и от последующего присоединения депутатов-одномандатников к инициативному ядру возможных фракций. Причем вовсе не обязательно, что ядром фракции будет выступать участвовавшая в выборах партия. Ведь беспартийный одномандатник не обязан примыкать к фракции какой-то из участвовавших в выборах партий. А таких беспартийных  одномандатников наверняка будет намного больше 5% всего депутатского корпуса. Далеко не все из них захотят оставаться в статусе независимого депутата - они потребуют очередного изменения нынешнего регламента Госдумы и права на формирование собственной фракции. 

А вот теперь нужно внимательно следить за ловкими руками путинских политтехнологов, чтобы не проглядеть будущего туза, доминирующего в Госдуме следующего созыва. Этим тузом будет не «Единая Россия», а Общероссийский Народный Фронт.

Оба этих бренда создавались в разное время под Путина. Хотя ОНФ декларировался как формально сообщающийся с «Единой Россией» сосуд, но на данный момент это уже конкурирующие между собой организации. Конкурирующие, прежде всего за расположение Путина, поскольку без поддержки Президента России обоим этим политическим проектам грош цена в базарный день. 

К кому из них больше благоволит сейчас Президент России, однозначно понятно из того медицинского факта, что на последнем форуме ОНФ (24-25 января 2016 г., Ставрополь) Путин выступал с речью, а на последний съезд «Единой России» (5-6 февраля 2016 г., Москва) не приехал, ограничившись лишь формальным приветствием.

Последний год Владимир Владимирович всячески дистанционировался и от «Единой России» (полностью предоставив формировать имидж партии Медведеву), и от самого премьер-министра. Политическое одиночество Медведева на Рождество 2016 года в храме Христа Спасителя очень прозрачно намекает политической элите, что Путин не собирается спасать за счет своей репутации перспективы «Единой России». Медведеву предоставлено самому выкручиваться с брендом «Единая Россия» на выборах в Госдуму.

Причем Дмитрию Медведеву предоставлена почетная обязанность выкручиваться … пропагандой его любимых либеральных идей, обреченных сейчас на острое неприятие подавляющим большинством российских избирателей.

23 декабря 2015 года похоронным маршем для результатов «Единой России» на выборах прозвучало заявление первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации Вячеслава Володина о том, что «Единая Россия» пойдет на выборы с правой повесткой и что при поддержке Общероссийского народного фронта на выборы в Думу смогут пойти кандидаты не только от "Единой России", но и представители других партий и беспартийные.

Отметим, что Володин активно играет на стороне ОНФ против «Единой России». И хотя он оговорился, что лишь высказал свое личное мнение, наверняка этот ставящий «Единой Россией» в тупик пассаж был санкционирован лично Владимиром Путиным. Так же как и было санкционировано демонстративное отсутствие самого Вячеслава Володина на последнем съезде «Единой России».

То, что после своего заявления непосредственный куратор внутренней политики России благополучно остается в своей должности, фактически означает, что в этой избирательной кампании административный ресурс будет мобилизован в пользу «Единой России» только в примерно 18 регионах, возглавляемых промедведевскими губернаторами, к которым относится и Глава Марий Эл Леонид Маркелов.

В остальных же примерно 67 регионах с пропутинскими губернаторами, административный  ресурс будет работать на интересы одномандатников, патронируемых ОНФ. Рейтингу же «Единой России» в этих регионах, скорее всего, будет позволено болтаться наподобие известного предмета в проруби. А выбытие депутатов партии власти по линии «Единой России» будет в течение недели после голосования 18 сентября 2016 года восполнено притоком по линии ОНФ.

В политике часто оказываются эффективно завораживающими целевую аудиторию так называемые «маятниковые ходы» (среди последних примеров тому - ввод-вывод Владимиром Путиным российских ВКС в Сирию). Для внутрироссийский целевой аудитории озвученная выше комбинация выглядит слишком уж замысловатой, поскольку она порядком дезориентирует электорат партии власти странной. Но эта же комбинация обретает совсем смысл, если предположить, что ее подлинные  адресаты – это европейские политики.

У Владимира Путина сейчас две главные «головные боли»: прекращение европейских санкций против России хотя бы с начала 2017 года и смена правительства с взятием экономического курса на какую-то более эффективную мобилизационную модель, чем медведевский балаган «импортозамещения без инвестиций». Сюжет выборов в Госдуму вполне попадает в фокус если не решения,  то подхода к решению обеих этих проблем.

Отставка медведевского правительства, антирейтинг которого давно зашкаливает все разумные рамки, давно назрела. Однако Путин наверняка для этой отставки выберет такой момент, чтобы снять наибольший нужный ему внешнеполитический эффект. Отставка правительства по провальным результатам на парламентских выборах партии возглавляемой премьер–министром, не только будет психологически абсолютно легитимна для Евросоюза, но и неявно покажет уважение Путиным европейской политической традиции. Что, несомненно, увеличит раскол среди европейских лидеров по поводу «единогласного» продления санкций в отношении России на первую половину 2017 года.

Кроме того, провал результатов «Единой России» на выборах в Госдуму создаст Владимиру Путину безупречный повод для отправки в отставку (возможно даже с судебным преследованием) губернаторов, остающихся лояльными Дмитрию Медведеву. В общем, как ни крути, а медведевская «Единая Россия» попадет в предстоящие выборы в Госдуму как петух в ощип. 

Александр Фридом