Я стал вспоминать обаятельных персонажей русской литературы. Каждый по-своему обаятелен. Их много в 19-ом веке, на разные вкусы. Печорин, Обломов, Базаров... поменьше в 20-ом. Остап Бендер и Доктор Живаго, например. Какие разные, но оба ярко очерчены и любимы, каждый своими читателями. Впрочем оба уступают в популярности Воланду и его свите, особенно Бегемоту.

Во второй половине 20-го века таких персонажей поменьше. Я вспоминаю Глеба Нержина, и тут уже надо пояснить: "Круг Первый, Солженицын", Иван Денисович (тоже А.И.С), Привалов (понедельник начинается в субботу, Стругацкие), Максим Каммерер, тоже Стругацкие.

И все. Таких персонажей в литературе 70-ых уже нет. В 80-ые немного вспыхивают "Митьки", из сатиры о художнике Дмитрии Шагине. И затем - полная пелевински-сорокинская пустыня. Татьяна Толстая, скажем, ее не оживит. Нет таких персонажей, чьи поступки вызывали споры и удивления, чьи характеры врезывались в память поколения. Стиль и еще раз стиль стал единственным достойным обсуждения.

Еще заметил странную черту. В моем перечне - только мужчины. конечно, в литературе есть и яркие женские образы. Но они почему-то не личности, а именно "женские образы". Либо это роли второго плана, как сестра Раскольникова, либо это настолько эротические образы, где женственность вытесняет характер в восприятии читателя, и их трудно воспринимать как индивидуальные личности.

Оригинал