В научно-практической конференции по актуальным проблемам сохранения и развития марийского этноса «Настоящее и будущее народа мари», посвященной 100-летию РОО «Марий ушем» и 100-летию образования Республики Марий Эл, планировал принять участие видный общественный деятель, любитель Малой Родины на расстоянии, московский нотариус Михаил Долгов. Он много пишет о республике, публикует основанные на слухах аналитические материалы, но появляется у нас крайне редко.

Михаил Долгов, давным-давно уехавший в Москву на ПМЖ, вот уже много лет мечтает вернуться на Родину на белом коне им сразу же занять главное кресло в правительстве региона. По вполне понятным причинам ему это не удается, но на меньшее он не согласен. Поэтому продолжает жить и зарабатывать в Москве, финансируя оппозицию и отдельных Интернет-писателей, которые имитируют на бумаге борьбу с коррупцией.

Председатель организации «Марий Ушем» Владимир Козлов давний поклонник Михаила Алексеевича, поэтому нисколько не было странным, что Долгова в числе первых пригласили на такую масштабную конференцию, посвященную сразу двум вековым юбилеям. Было бы странным, если бы московский нотариус Долгов не приехал на мероприятие, где ему сам Бог велел присутствовать и вселять своим мутноватым взором надежды в сердца националистически настроенной общественности. Но Долгов, представьте, отказался ехать в Йошкар-Олу.

Нет, он не заболел. И даже не праздновал день рождения, как Сергей Мамаев, который обещался приехать на февральский митинг в свою поддержку, но вдруг бросился собирать аналитику. Видимо, не отошел после празднования.

У Долгова же причина оказалась весьма серьезнее. Он проходит по уголовному делу о клевете, и правоохранительные органы страсть как хотят допросить Михаила Алексеевича по поводу его неуемных высказываний. Но никак не могут. Сам он с ними встречаться не горит желанием, и обитание в Москве как бы гарантирует ему отстраненность от неприятностей. Поэтому в интересах собственной безопасности Долгов отказал своим поклонникам в присутствии на конференции века. В Йошкар-Оле его запросто могут попросить все-таки дать показания по делу о клевете. А так как сказать, видимо, нечего, нотариус предпочел отсидеться дома.

Наверняка от него зачитают какое-нибудь пламенное послание, возможно, даже на марийском языке, но факт остается фактом – забота о собственной шкуре даже для нотариуса важнее, чем элементарное уважение к народу.