Полагаю, что прежде, чем гадать и пытаться трактовать мотивацию выступившего с речью Владимира Михайловича Гундева, которого православные верующие называют Патриархом Кириллом, о том, что злом является то, что права человека и их защита стали провозглашаться универсальным критерием истины, следует попытаться простым человеческим языком расшифровать, что именно он сказал про человека и права человека. 

На мой взгляд, ключевое значение имеет высказанная Гундяевым концепция:  «Универсальным критерием истины стал человек и его права, и поэтому началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни, из жизни общества». Исходя из этого, обращен призыв Патриарха МП РПЦ к верующим бороться с этим злом и активизировать эту борьбу. 
Формально это вполне вписывается в учение Библии : 

«Убивай тех, кто не ищет Господа Бога Израилева, вне зависимости, мелкий он или большой. Мужчина или женщина. ( 2 Паралипоменон 15:13)». 
«Убивай детей, которые плохо отзываются о своих родителях. ( Исход 21:17)». 
«Убивай гадалок . Исход 22:18)».
«Убивай иноверцев ,(Исход 22:20)».
«Убивай тех, кто работает в субботу.( Исход 34:14)».
«Убивай пророков, предсказания которых не сбываются ,( Второзаконие 18:20)».
«Убивай недевственных жен ( Второзаконие 22:13-21)».
«Убивай женщин, которые при изнасиловании недостатчно громко кричат ( Второзаконие 22:23-24)».
«Убивай своих детей, если начали порицать ( Захария 13:3)».
«Глупых детей надо бить розгами ( Притчи 22:15)... Палкой ( Притчи 26:3). Таким образом вы спасете их от преисподней ( Притчи 22:13-14)». 

Можно долго перечислять, что в Библии изложены требования убивать гомосексуалистов, непокорных детей и так далее. Даже «Больных людей следует изгонять и оставлять умирать в одиночестве ( Числа 5:1-4)». 

Можно даже вспомнить, что когда на Константинопольском Христианском Соборе в 381 году почти половина участников высказалась, что Иисус — это не Бог, а человек, то около 80 участников Собора были просто вырезаны без разглагольствований и разбирательств. Потому что сомневаться в религиозной истине нельзя.

Но суть даже не в том, что в Библии заложено требование физического уничтожения не согласных с учением Иисуса, требование нетерпимости к инакомыслию и инаковости поведения. 

Важно другое. Гундяев высказал свое мнение об универсальном критерии истины. Он сказал, что человек и его права не должны становиться универсальным критерием истины, и лишь вера в Бога является универсальным критерием истины. Что когда развивается идея жизни без Бога, то это губительно для человечества. Поэтому, полагаю, следует начать рассуждения именно с этого посыла господина Гундяева. 

Именно этот тезис , на мой взгляд, является основным в выступлении Владимира Гундяева.

Под критерием истины полагается разрешающая практика,позволяющая оценивать знания как истинные или ложные. Внимание(!). Речь идет об истинности или ложности знаний. Как познают мир, знаниями и чувствами, эмоциями. Верующие познают мир не на основе знаний, а на основе веры, чувств, эмоций, которые зачастую приводят к ложным выводам. Критерий истины для постигающих мир знаниями, познается путем экспериментов, в том числе в общественно-политической жизни общества. Когда на практике человек проявляет силу своего мышления. И именно эксперимент становится формой научного проявления и выявления критерия истины. Независимость мышления — одно из самых важных условий этого процесса. 

Какие же признаки соответствуют универсальным критериям истины? Это совокупность признаков. И одним из главных признаков является осознание, что борьба противоположностей является признаком единства. Отрицание этого постулата, отказ от синтеза знаний как борьбы противоположностей, и упование на веру и познание мира чувствами не отвечают этому признаку универсальности критерия истины.

Следующий безусловный и важнейший признак: «Любое знание должно подразумевать возможность для дальнейшего развития и синтетического обогащения. Любые претензии на абсолютность и завершенность знаний несостоятельны в принципе». В связи с изменениями мира и человека меняются интерпретация мира и человечества. Могут религиозные деятели и верующие не признавать свою веру абсолютной и завершенной? Нет конечно. Особенно, если эта вера ортодоксальная и нетерпима к инакомыслию. 

Можно перечислить еще ряд довольно важных признаков универсальности критерия истины, в числе которых признаки того, что любое знание не должно причинять ущерба природе или оправдывать причинение такого ущерба; объективность истины как личностного начала нравственного человека, живущего по принципам альтруизма и избавляющегося от эгоизма.

Но суть, полагаю, одна. Универсальным критерием истины является разум, а не эмоции и чувства. Значит вера в Бога не может изначально быть универсальным критерием истины. 

Это противостояние между церковью и обществом шло всегда. Вспомните эпоху Возрождения, когда стал возвеличиваться человек. Вся история человечества сопровождается накоплением знаний. И именно благодаря знаниям развивается прогресс и живет человечество. Благодаря знаниям удается выживать. Упование на потустороннюю силу и признание универсальным критерием истины веры в Бога — это, на мой взгляд, путь в прошлое. Путь в эпоху мракобесия и суеверий. 

На мой взгляд, люди давно осознали это. Помните как актер Аль Пачино сказал: «Когда я был маленьким, то просил у Бога велосипед. Когда понял, что Бог действует по другим правилам, то украл велосипед и попросил у него прощения за это». Вот в этом , на мой взгляд, и заложена суть взаимоотношений между верующим человеком и церковью. Согрешил, попросил прощения, и все хорошо: можно снова грешить и просить прощения. И так бесконечно, при каждом покаянии жертвовать на нужды храма. 

Какой основной вывод следует из тезиса Гундяева? На мой взгляд, отрицание того, что человек — это и дитя эволюции и основная его сила, меняющая мир, продолжающая жизнь в ее развитии и совершенствовании. А разве он мог выступить по-другому? 

Гундяев, на мой взгляд, фактически признал, что верующие составляют значительное меньшинство среди людей. Возможно, он озабочен пополнением доходов казны церкви и требует начать крестовый поход против неверных и язычников. Возможно, озабочен тем, что научный прогресс безжалостно вытесняет из сознания людей различного рода религиозные суеверия и мракобесие. Он заявил, что права человека и их защита являются губительной ересью, исторгающей Бога из человеческой жизни и общества, что зло заключается в том, что во многих странах принимают и утверждают законы, идущие в разрез с учением о Боге и слове Божьем. 

Имеет на это право господин Гундяев? Конечно имеет. Конституция страны гарантирует право на инакомыслие. Даже тем людям, которые требуют запретить инакомыслие. И тем, кто познает мир чувственным опытом и считает его универсальным критерием истины. Независимо от того, лечится ли он в учреждениях психиатрического стационара, или нет. У каждого человека могут быть свои мотивы. Люди могут искренне верить в Бога, а могут быть и такие, которые цинично используют эту веру для собственной наживы, манипулируя верующими из своих низменных интересов. 

Есть что- то необычное и новое в выступлении господина Гундяева? Полагаю, что нет. 

В свое время писал публикацию «Скотный двор? Как священники РПЦ дискредитируют руководство епархии». В ней привел цитату из обращения Павла Волочкова, которого верующие называют епископ Питирим 28 августа 2010 года на Конференции в Сыктывкаре «Бог и мировое зло в контексте мировой глобализации»: «Если услышишь, что кто- нибудь хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если и придется побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной! Пусть знают жиды и поганые еретики, что христиане спасители государства, строители и заступники Учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божьих рабов! Если когда-либо захотят говорить что-нибудь неподобное — пусть теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан!» То есть на местах епископы уже давно борются со вселенским злом, инакомыслием, когда смеют отрицать или сомневаться в существовании Бога. Иди и сокруши их уста,—- вот основной призыв к пастве. И строить иллюзий, полагаю, не следует. 
Помните, как в конце 2010 года священники Сыктывкарской и Воркутинской епархии обратились с заявлением к Главе и Госсовету Коми, в котором потребовали защитить интересы православного большинства в связи с тем, что их права хотят уравнять с правами меньшинств? В том числе и с правами других религиозных конфессий?

Позволю напомнить об одном недавно случившемся фактическом событии. На шахте «Северная» в Воркуте в 2016 году погибли люди. Среди них были и православные и мусульмане. И. О. Главы Коми Сергей Гапликов публично обратился к Епископу Питириму, чтобы помолились за погибших, и это известие растиражировали в СМИ. А почему он не обратился к таким же призывом к мусульманским священнослужителям? Ведь погибли и мусульмане. Считает мусульман проклятыми еретиками? Вроде бы мелочь, а на самом деле остался очень нехороший осадок. Чиновник на таком посту должен соблюдать требование Конституции РФ об отделении Церкви от государства, и не выделять одно религиозное объединение, обязан демонстрировать признание им равенство прав всех религиозных течений. Иначе, на мой взгляд, происходит дискредитация исполнительного органа власти. Возможно, что Гапликов осознает ошибку и впредь не будет допускать подобных промахов. Хотелось бы надеяться на это. 

Что такое Правозащитная деятельность в моем понимании? Несколько лет назад на этом сайте писал в 2010 году пост «Суть правозащитного движения». В этой публикации и комментариях к ней писал о понимании сути правозащитного движения. Писал о том, кто и почему считает правозащитное движение злом. Кому не нравится то, что правозащитники стремятся заложить основы гражданского общества и воспитывать самоуважение и уважение к другому человеку, к его правам, и занимаются защитой прав человека. Повторяться не буду. При желании можно просмотреть эту публикацию. Поскольку она опубликована за несколько лет до публикации Гундяева, то полагаю, вряд ли стоит объяснять, что в ней нет выпадов в адрес Владимира Гундяева, которого православные верующие называют Патриарх Кирилл. На мой взгляд, православные священнослужители реально осознают, что построение гражданского общества, способствование развитию самоуважения человека и уважения его к другим людям, представляют реальную угрозу как интересам светской власти, так и интересам и доходам церкви. И скорее всего мотивацией выступления Владимира Гундяева являлось стремление попытаться подавить зарождение гражданского общества в России. Каким образом? Павел Волочков, которого православные называют Епископ Питирим , очень откровенно высказался каким: «Ударь и сокруши!»

Было такое в России? Конечно же было. Русский православный фашизм начала 20 века получил название «черносотенцы». Один из его руководителей (с 1910г) позднее в эмиграции писал, что русский фашизм зародился в России раньше, чем в Италии и назывался черносотенным движением. Предлагал поднять на щит первых русских фашистов — черносотенцев и сплотиться под знаменами Гитлера. В истории все повторяется? Говорят , что да. И нередко в форме фарса.

Вам не приходилось слышать версию о том, что массовые бомбежки Российскими вооруженными силами территории Сирии и убийства населения являются миротворчеством? Мне приходилось. Это оценка все того же Гундяева, называемого верующими Патриарх Кирилл. Имеет он право на оценки? Конечно, имеет. Имеем мы право оценивать оценки Гундяева? Да, имеем. Но видимо, не всем это нравится.