Одним из механизмов советской цензуры было изъятие с экранов и книжных полок произведений, в которых в той или иной мере засветились "отщепецы", не понявшие преимуществ социализма, эмигрировавших из страны или набравшихся наглости критиковать государство. Аналогичным образом отфильтровывались и иностранные произведения, если к их созданию были причастны люди, позволившие критику советского строя.

И вот этот механизм уже угадывается в современных российских реалиях. Он приобрел заметные формы после начала конфликта с Украиной. Правда, он выглядит не так, как в советские годы. Официальные власти стремятся показать свою беспристрастность, а цензурные требования и действия исходят от патриотической общественности.

Художники, не понимающие политики Кремля на украинском направлении, вдруг оказываются под угрозой формально не существующей цензуры. Первым, наверное, стал Макаревич, чьи концерты по самым разным причинам начали отменяться в разных городах России. Власть тут ни при чем, но концерты срываются, а то дело вообще не доходит до переговорах об их организации. 

Буря возмущения прошла в связи с прокатом в России в начале 2016 г. украинской комедии Владимира Зеленского «8 лучших свиданий». В самом фильме нет никакой политики, но создатель фильма в других ситуациях шутил политически некорректно. С одной стороны, фильм где-то показали, но вокруг звучали призывы к бойкоту, что не могло не сказаться на масштабах проката. 

И вот на "Первом канале" российского ТВ в марте пошел показ 12-серийного фильма «Красная королева» о судьбе советской манекенщицы Регины Збарской, которую парижская пресса назвала «самым красивым оружием Кремля». В октябре 2015 года фильм прошел по украинскому телеканалу «Интер» и лишь пять месяцев спустя - в России. Причина такого порядка в том, что на первом месте среди его создателей значится украинская кинокомпания FILM.UA, а российская кинокомпания «ШПИЛЬ» - на втором. Сам факт украинского участия в фильме вызвал у патриотической общественности возмущение. Его еще более усилило то, что где-то в фильме участвует украинская актриса и патриотка Ада Роговцева. В глазах патриотической общественности этот факт делает показ фильма по "первому" недопустимым, т.к. она могла передать часть своей зарплаты участникам АТО в Донбассе (см. подробнее патриотические аргументы). 

Таким образом, у патриотической общественности в России, как и у украинских коллег, руки чешутся строить "железный занавес" между двумя странами, используя испытанный механизм цензуры.

Оригинал