Председателю 
Совета при Президенте РФ 
по развитию гражданского 
общества и правам человека
Федотову М.А.

Уважаемый Михаил Александрович!
 

Ко мне, как к члену Совета обратилась СУХАРЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА, проживающая в г. Москве, кандидат экономических наук, генеральный директор ООО «Страховой Брокер «Главрезерв», руководитель женского избирательного объединения  «Женский голос», в настоящее  время – член Правления Комитета за гражданские  права. 

ООО «Страховой Брокер «Главрезерв» занимался оказанием страховых брокерских услуг с 2012 года, претензий  от клиентов в адрес  ООО не поступало.  

Летом 2014 года Сухарева Т.В. стала зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы  от партии «Справедливая Россия»  по ЮАО г. Москвы. 

В день  получения  Сухаревой Т.В. удостоверения кандидата в депутаты, УВД ЮВАО г. Москвы в отношении нее было возбуждено уголовное дело по признакам деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. 

По версии следствия,  Т.В. Сухарева занималась реализацией заведомо поддельных полисов ОСАГО. В СМИ  была направлена информация о том, что в офисах Сухаревой  и ее подельников в количестве 17 человек было изъято  17 тысяч  поддельных ОСАГО.

Из материалов дела следует, что  все полисы, изъятые в офисе Сухаревой, признаны подлинными, а факт передачи поддельных полисов ОСАГО  от Сухаревой иным лицам не  подтверждается актами приема –передачи, более того,  у потерпевшей С.  О.М. (всего по делу фигурирует 4 потерпевших) все полисы в количестве 300 штук были либо проданы, либо уничтожены, в связи с чем установить их подлинность или поддельность не  представляется возможным. 

Тем не менее, 14 июля  2014 года по инициативе следователя О.А. Усольцевой Т.В. Сухарева была взята под стражу. 

Т.В. Сухарева  провела  целый год  под стражей и домашним арестом,  в том числе 8 мес.  в  СИЗО № 6.  По результатам своего нахождения в СИЗО Т.В. Сухарева написала  и издала книгу «Жизнь по ту сторону правосудия». 

В настоящее время дело находится  в производстве Следственного управления УВД ЮВАО  г. Москвы. 

Изучение представленных материалов показывает, что по делу допущено такое значительное количество нарушений, которое позволяет говорить о фальсификации данного уголовного дела.

1)             Так, из дела  выведены истинные продавцы поддельных полисов ОСАГО Л. О. Н., Л. Л. В.,  А. Ф. М., С. С. С.. В отличие от  Сухаревой у данных лиц в офисах и по месту жительства были изъяты поддельные полиса ОСАГО, у А. – поддельное удостоверение полковника ГИБДД,  а у Л. – удостоверение УВД ЮВАО. Более того, указанные лица  в своих показаниях от 10.07.14 признались в том, что это именно они продавали поддельные  полисы. 
2)             Кроме того, Л. является владельцем 17 ГАЗелей, которые до настоящего времени на территории ГАИ УВД ЮВАО продолжают продавать поддельные полисы ОСАГО.   
3)             Из показаний К. Н.И. и иных материалов дела следует,  что использование для продажи потерпевшим полисов ОСАГО, полученных Сухаревой от К., не  установлено.
4)             Следствие не дало оценки тому, что:
-  на   ООО «Страховой Брокер «Главрезерв», как на брокере, не лежит обязанность проверки подлинности  полисов,  полученных  от других брокеров и агентов. 

- Тем не менее, Сухарева проверяла подлинность полисов, используя доступные ей  ресурсы, а именно по базе Российского Союза страховщиков, а также звонком в страховую  компанию. 

Несмотря на то, что такие телефонные переговоры имели место по каждой партии полисов, следствие не затребовало детализацию телефонных и переговоров и уклонилось от получения важного доказательства невиновности Сухаревой. При этом следует заметить, что телефонные  разговоры в страховой  компании записываются и бездействие следствия  по истребованию  соответствующих записей представляется направленным на умышленное уничтожение доказательств.  

5)             Актов приема –передачи полисов от Сухаревой  потерпевшим С., Т. нет. При этом возможность идентификации  полисов,  полученных  от  Сухаревой, как  поддельных полисов, из материалов дела не усматривается.  При этом не исследован вопрос о том, получали ли С. и Т. полисы ОСАГО от А., Л., С., Л. и Л..
6)             Акты приема - передачи полисов ОСАГО, приложенные к заявлению Г.М. И. поддельные, что подтверждает почерковедческая экспертиза, проведенная в августе 2015 года. В то же время в деле имеется подлинный акт о передаче полисов от Сухаревой к И., однако  переданные по нему полисы  являются подлинными.   
7)             Сухаревой  вменяется в качестве поддельных около 2 тыс. полисов, при этом экспертиза проведена только в отношении 127 полисов, изъятых у С. (1 штука), И. (5 штук, полученные по поддельным актам приема –передачи),  Т. (119 штук, полученные без акта приема передачи).
8)             При  оценке показаний Т., С., И. и П. Ю.Н.  следствием не учтено, что данные лица имеют основания для оговора 
Сухаревой, так как: 
- в случае невиновности Сухаревой им самим может быть предъявлено обвинение  в использовании заведомо подложных полисов; 
- выдав полиса, данные лица присваивали денежные средства клиентов, так как Сухаревой они данные средства не передали.
9) Защитой Сухаревой было заявлено около 100 ходатайств, направленных на установление фактических обстоятельств дела и проверку доводов о виновности Сухаревой. Однако все  указанные ходатайства, в том числе ор привлечении специалиста для исследования полисов ОСАГО, допросах свидетелей и очных ставках, были отклонены. 
В связи с изложенным, уважаемый Михаил Александрович, направить обращение в адрес  прокурора г. Москвы и начальника ГУ МВД по г. Москве  с просьбой проверить данные доводы,  принять меры по устранению допущенных нарушений, передать дело в ведение ГСУ ГУ МВД по г. Москве.  
 

           С уважением,  

Председатель Комитета,
Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ,   
член Экспертного Совета при  Уполномоченном по правам человека в РФ

А. В. Бабушкин