Годовщине стажировки в США посвящается

Школа в России - вечный и всепоглощающий дискомфорт, унижающий и уничтожающий твою личность, твое тело, твой ум, твою сексуальность и эмоциональность.

Так было в 93-ем, когда я пошла в первый класс. И ничего не изменилось, только столы поновее появились. А еще школа успела превратиться в спецобъект - охрана, заборы, турникеты, пропуска, запреты и тотальный контроль. 

Учителя, чиновники и родители забывают на 11 лет, что за это время дети вырастают во взрослых людей, с определенными физиологическими процессами. Уборные в школе не нужны, только параши - без перегородок, и обязательно должна быть невыносимая вонь, грязь, горячей воды и мыла в туалете не должно быть. Денег же не берут за обучение, еще и чистоту подавай за бесплатно.

Про обеды. Мы вообще не знали, что это. Я училась в гимназическом классе, и даже у нас более чем у половины родителей не было денег для обедов детям. Доживали до дома. Благо тогда по 5-6 уроков было только в старших классах.

Именно в школе я научилась быстро ходить, чтобы быстрее обгонять других ребят по пути в столовую. С трудом доставала булочку себе и сестре. Нет, не покупала, а именно доставала. Оттуда наверное ощущение, что я знаю, как выглядит Советский Союз.

Нужно быстрее выбежать из класса, быстрее спуститься, быстро пройти по коридору, быстро по пути достать денюжку, быстрее втиснуться в толпу у стола с булочками, поварам, мне кажется, нравилось буквально кидать булочки в толпу. Организовывать пространство для очереди даже не пытались. 

И так каждый день.

Помню там тоже всегда плохо пахло, булочки продавали две тетки в грязных фартуках. С этих толпах в столовой мы понимали, что без давки не поешь и вообще что хамство - это второе счастье.

Только насилие, только хамство, только унижение. А еще удивляемся хамам на дорогах, в автобусах, в магазинах. Все они прошли русскую школу. Беспомощную и беспощадную.

«Голодные дети сожрут все»

Оригинал