Есть взрослые-  и их немало- кого умиляет и, видимо, успокаивает, зрелище выстроенных по ниточке детей. В форменной одежде: белый верх, чёрный низ, с  аккуратными причёсочками, послушно марширующие, выполняющие команды, голосящие дружным хором «Здра..жла…тащкомандующий!» -- мечта, а не дети! Мечта нашей средней школы, бессознательная, стыдливо прикрытая «личностно-ориентированным подходом» и другими правильными словами.

Ничем, кроме как этой тайной учительской мечтой, я не могу объяснить  живучесть смотров строя и песни. Помню, как мы до одури маршировали после уроков, отрабатывали команды и повороты кругом через левое плечо, лет этак 30 назад. Теперь то же самое делает моя дочь, только не после уроков, а вместо, по два часа, до одури.

Вместо уроков русского языка и литературы у детей воспитывают «патриотизм и социальную активность» муштрой— да, будем называть вещи своими именами! Муштра- система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.

И я очень хочу от кого-нибудь услышать ответ на вопрос: КАК? Как муштра прививает детям любовь к родине? Как муштра побуждает их быть социально активными? КАК? Мне очень интересно. Я могу ответить, как родной язык и литература помогают достичь этих целей, но я не понимаю, как дружный поворот шеренги направо и сдача рапорта этому способствуют.

Я не понимаю, почему в наших средних школах всё воспитание патриотизма, по большому счёту, сводится к милитаризации сознания школьников? Хотя, вообще-то, понимаю… Искусство, язык, литература, изучение родного края, сохранение природы и исторических памятников, добровольческая деятельность детей и подростков— области очень неудобные для учителей. В это надо вкладываться, этому надо реально учить и учиться самим. В нынешней образовательной системе у педагогов просто нет такого ресурса времени и возможностей. Да и желания, видимо, тоже. Куда проще прогнать детей стройными рядами и с песней, а потом поставить галочку в графе «воспитание патриотизма».